Home » Балабақша » Из опыта работы инструктора по физической культуре Дмитриевой Татьяны Викторовны

Из опыта работы инструктора по физической культуре Дмитриевой Татьяны Викторовны

 

                                                                                                           г. Костанай ГККП «Ясли-сад №8»

Воспитание здорового ребенка является приоритетной задачей в нашем детскому саду, и, по роду деятельности, для меня – основной. В соответствии с современными требованиями в понятие “здоровый дошкольник” мы обязаны включать не только телесное здоровье ребенка, но и уровень его общей культуры и социального развития. Интеграция образовательных областей дает возможность оптимизации оздоровительной работы.

Достигая этой цели, мне необходимо было решить определенные задачи:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей. Снижение заболеваемости, повышение защитных сил организма ребенка.
  • Совершенствование физических качеств. Профилактика и коррекция негативных тенденций.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту, потребности к самосовершенствованию

Выступая в триединстве, они, в то же время, разделяют работу по определенным направлениям, требуя разных подходов, методик и технологий.

Здоровый ребенок рассматривается нами в качестве целостного телесно-духовного организма, и оздоровление трактуется как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

В своей работе я апробирую и применяю  технологии сохранения и стимулирования здоровья, а также технологии обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные  методики.

Кинезиологическая гимнастика.

Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта

Ритмическая гимнастика.

Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям. Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.

-Ритмопластика.

Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести диалог через язык жестов, мимики, поз.

— Нетрадиционные виды упражнений.

Игровой самомассаж

Является основной для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомоссажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.

Пальчиковая гимнастика

С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика, стимулируются речевые и моторные центры ребенка. Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными стишками.

Динамические паузы

Снимают усталость и переключают внимание во время работы на занятиях.

Подвижные игры

Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации движений, при этом прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное здоровье.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки  организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Корригирующая гимнастика

Способствует коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии.

Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на весь день.

Бодрящая гимнастика после дневного сна

Поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью физических

упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает организму «проснуться».

Физкультминутки

Повышают и удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников во время   занятий.

Сказкотерапия

Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться  замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Креативная гимнастика

Предусматривает целенаправленную работу с применением нестандартного оборудования – «Дорожка здоровья».

Физкультурные занятия Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают   быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.

Релаксация

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

 

Для реализации задач укрепления здоровья детей в нашем детском саду имеются хорошие  возможности. Спортивный зал, оборудованный необходимым инвентарем, две спортивные площадки, позволяет разнопланово подходить к развитию здоровья малышей.

Условия развивающей среды ДО позволяют комплексно решать проблемы сохранения и развития здоровья детей, делая мою работу актуальной во всех направлениях:

  • Совершенствование предметно-развивающей среды ДО
  • Диагностика, профилактика, коррекция отклонений в физическом развитии детей
  • Оптимизация двигательной активности детей
  • Закаливание
  • Интеграция работы ДО и семьи по воспитанию здорового ребенка
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту
  • Повышение профессионального мастерства

Направления моей работы как инструктора по ФИЗО достаточно разнообразны, но я уверена, что они не будут результативны без формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Необходимо здесь и сейчас заложить основу личной ответственности за свое здоровье и осознание зависимости окружающего мира от образа жизни и нравственной культуры каждого из нас. Поэтому эти направления я определила для себя как направления требующие особого внимания. Современная реальность диктует, что быть здоровым – это модно. Я стремлюсь показать детям престижность активной жизненной позиции, эстетики тела, сбережения и развития здоровья.

В решении этой задачи меня поддержали все специалисты ДО, воспитатели и родители. Совместные планы работы включили качественное взаимодействие в пропаганде физической культуры и спорта, освоении детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры.

Интеграция усилий всех педагогов по воспитанию привычки к здоровому образу жизни помогает мне достигать определенных успехов в этой работе.

Воспитатель дает детям элементарные валеологические знания, разъясняет устройство их организма и дает понятие ценности собственного здоровья.  По изодеятельности проводит беседы с детьми об эстетике человеческого тела и красоте его движений, отраженных в предметах искусства. Проводит конкурсы детского рисунка на темы физкультуры и спорта. Хореограф учит детей, как передавать мысли, чувства и впечатления через ритмические танцевальные движения. Музыкальный руководитель создает  музыкальное оформление физкультурных праздников и развлечений, готовит с детьми художественную часть спортивных соревнований. Преподаватели казахского и английского языков  разучивают и проводят с детьми физминутки, дыхательные и пальчиковые разминки, разучивают национальные  игры.

С  подачи психолога я применяю на своих занятиях психологию телесности. Это очень помогает преодолеть проблемы неуверенности детей в собственных силах и возможностях своего тела. Формирование произвольности движений основывается на использовании творческого воображения. Возникает так называемая “осмысленная” моторика. Эффект развития “осмысленной” моторики может быть усилен на индивидуальном занятии, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующим “лицами”.

Например, работая с ребенком, испытывающим существенные трудности при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать – другой. “Не получается? Ничего страшного, – говорю я ему. – Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет – пять, шесть? … Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик…” Результат заключается в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводится в режиме двигательного саморазвития.

Таким образом, междисциплинарные связи помогают мне решить свои профильные задачи. В сотрудничестве с педагогами я осуществляю работу по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту. Проведение системы интегрированных комплексных занятий,  дает возможность стимулировать у воспитанников потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, формировании адекватной самооценки. Каждый учебный год завершается совместным досугом с родителями, где полученные знания и навыки демонстрируются детьми и закрепляются в играх и соревнованиях. Свою спортивную подготовку дети и их родители показывают на соревнованиях “Папа, мама и я – спортивная семья”.

Особое внимание уделяю повышению двигательной активности детей на воздухе. Традиционные походы — прогулки по территории детского сада с рюкзаками и палатками, формируют у детей первоначальные туристические навыки, и умения: лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице. Упражнения в висах и упорах; подтягивание.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия, доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности, но в пределах разумного. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации. Разъясняю ребятишкам, что порой от умения бегать, прыгать, лазить, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни. Использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное взаимодействие.

Пропаганду физкультуры и спорта я веду не только на занятиях с детьми, но и примером собственной жизни. Я глубоко убеждена, что приверженности к здоровому образу жизни можно добиваться от воспитанников только тогда, когда сам ведешь таковой. Ежегодно принимаю активное участие в городской спартакиаде. Я люблю спорт, свободу и красоту движений. С молодости верна физкультуре.

И сейчас я могу говорить о серьезных результатах своей работы. Во-первых, это стабильное ежегодное снижение заболеваемости детей. Положительную динамику развития их психофизиологических качеств показывает ежегодный мониторинг. По рейтингу физкультура – одно из любимых занятий  детей.Выпускники нашего сада посещают школьные кружки и городские спортивные секции. Имеют хорошие спортивные достижения.

Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей,  для меня важно, чтобы дети  полюбили спорт и движения на всю жизнь.  Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью и тогда, когда они станут сами мамами и папами.

Я твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.

 

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.