г. Костанай ГККП «Ясли-сад №8»
Воспитание здорового ребенка является приоритетной задачей в нашем детскому саду, и, по роду деятельности, для меня – основной. В соответствии с современными требованиями в понятие “здоровый дошкольник” мы обязаны включать не только телесное здоровье ребенка, но и уровень его общей культуры и социального развития. Интеграция образовательных областей дает возможность оптимизации оздоровительной работы.
Достигая этой цели, мне необходимо было решить определенные задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья детей. Снижение заболеваемости, повышение защитных сил организма ребенка.
- Совершенствование физических качеств. Профилактика и коррекция негативных тенденций.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту, потребности к самосовершенствованию
Выступая в триединстве, они, в то же время, разделяют работу по определенным направлениям, требуя разных подходов, методик и технологий.
Здоровый ребенок рассматривается нами в качестве целостного телесно-духовного организма, и оздоровление трактуется как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
В своей работе я апробирую и применяю технологии сохранения и стимулирования здоровья, а также технологии обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные методики.
— Кинезиологическая гимнастика.
Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта
— Ритмическая гимнастика.
Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям. Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.
-Ритмопластика.
Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести диалог через язык жестов, мимики, поз.
— Нетрадиционные виды упражнений.
Игровой самомассаж
Является основной для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомоссажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.
Пальчиковая гимнастика
С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика, стимулируются речевые и моторные центры ребенка. Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными стишками.
Динамические паузы
Снимают усталость и переключают внимание во время работы на занятиях.
Подвижные игры
Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации движений, при этом прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное здоровье.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Корригирующая гимнастика
Способствует коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии.
Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на весь день.
Бодрящая гимнастика после дневного сна
Поднимает настроение и мышечный тонус детей с помощью физических
упражнений, устраняет сонливость и вялость, помогает организму «проснуться».
Физкультминутки
Повышают и удерживают умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий.
Сказкотерапия
Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Креативная гимнастика
Предусматривает целенаправленную работу с применением нестандартного оборудования – «Дорожка здоровья».
Физкультурные занятия Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.
Релаксация
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Для реализации задач укрепления здоровья детей в нашем детском саду имеются хорошие возможности. Спортивный зал, оборудованный необходимым инвентарем, две спортивные площадки, позволяет разнопланово подходить к развитию здоровья малышей.
Условия развивающей среды ДО позволяют комплексно решать проблемы сохранения и развития здоровья детей, делая мою работу актуальной во всех направлениях:
- Совершенствование предметно-развивающей среды ДО
- Диагностика, профилактика, коррекция отклонений в физическом развитии детей
- Оптимизация двигательной активности детей
- Закаливание
- Интеграция работы ДО и семьи по воспитанию здорового ребенка
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту
- Повышение профессионального мастерства
Направления моей работы как инструктора по ФИЗО достаточно разнообразны, но я уверена, что они не будут результативны без формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Необходимо здесь и сейчас заложить основу личной ответственности за свое здоровье и осознание зависимости окружающего мира от образа жизни и нравственной культуры каждого из нас. Поэтому эти направления я определила для себя как направления требующие особого внимания. Современная реальность диктует, что быть здоровым – это модно. Я стремлюсь показать детям престижность активной жизненной позиции, эстетики тела, сбережения и развития здоровья.
В решении этой задачи меня поддержали все специалисты ДО, воспитатели и родители. Совместные планы работы включили качественное взаимодействие в пропаганде физической культуры и спорта, освоении детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры.
Интеграция усилий всех педагогов по воспитанию привычки к здоровому образу жизни помогает мне достигать определенных успехов в этой работе.
Воспитатель дает детям элементарные валеологические знания, разъясняет устройство их организма и дает понятие ценности собственного здоровья. По изодеятельности проводит беседы с детьми об эстетике человеческого тела и красоте его движений, отраженных в предметах искусства. Проводит конкурсы детского рисунка на темы физкультуры и спорта. Хореограф учит детей, как передавать мысли, чувства и впечатления через ритмические танцевальные движения. Музыкальный руководитель создает музыкальное оформление физкультурных праздников и развлечений, готовит с детьми художественную часть спортивных соревнований. Преподаватели казахского и английского языков разучивают и проводят с детьми физминутки, дыхательные и пальчиковые разминки, разучивают национальные игры.
С подачи психолога я применяю на своих занятиях психологию телесности. Это очень помогает преодолеть проблемы неуверенности детей в собственных силах и возможностях своего тела. Формирование произвольности движений основывается на использовании творческого воображения. Возникает так называемая “осмысленная” моторика. Эффект развития “осмысленной” моторики может быть усилен на индивидуальном занятии, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующим “лицами”.
Например, работая с ребенком, испытывающим существенные трудности при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать – другой. “Не получается? Ничего страшного, – говорю я ему. – Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет – пять, шесть? … Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик…” Результат заключается в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводится в режиме двигательного саморазвития.
Таким образом, междисциплинарные связи помогают мне решить свои профильные задачи. В сотрудничестве с педагогами я осуществляю работу по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту. Проведение системы интегрированных комплексных занятий, дает возможность стимулировать у воспитанников потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, формировании адекватной самооценки. Каждый учебный год завершается совместным досугом с родителями, где полученные знания и навыки демонстрируются детьми и закрепляются в играх и соревнованиях. Свою спортивную подготовку дети и их родители показывают на соревнованиях “Папа, мама и я – спортивная семья”.
Особое внимание уделяю повышению двигательной активности детей на воздухе. Традиционные походы — прогулки по территории детского сада с рюкзаками и палатками, формируют у детей первоначальные туристические навыки, и умения: лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, верёвочной лестнице. Упражнения в висах и упорах; подтягивание.
В общении с детьми я создаю атмосферу доверия, доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности, но в пределах разумного. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации. Разъясняю ребятишкам, что порой от умения бегать, прыгать, лазить, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни. Использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное взаимодействие.
Пропаганду физкультуры и спорта я веду не только на занятиях с детьми, но и примером собственной жизни. Я глубоко убеждена, что приверженности к здоровому образу жизни можно добиваться от воспитанников только тогда, когда сам ведешь таковой. Ежегодно принимаю активное участие в городской спартакиаде. Я люблю спорт, свободу и красоту движений. С молодости верна физкультуре.
И сейчас я могу говорить о серьезных результатах своей работы. Во-первых, это стабильное ежегодное снижение заболеваемости детей. Положительную динамику развития их психофизиологических качеств показывает ежегодный мониторинг. По рейтингу физкультура – одно из любимых занятий детей.Выпускники нашего сада посещают школьные кружки и городские спортивные секции. Имеют хорошие спортивные достижения.
Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, для меня важно, чтобы дети полюбили спорт и движения на всю жизнь. Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью и тогда, когда они станут сами мамами и папами.
Я твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.