Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнёрами, и регулируются дела между ними.
В деятельности ученика диалог представлен в основном двумя его видами: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
В диалоге ученики (а также их «учителя») являются равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями» (Руководство для учителя, стр 145). Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. Формируется знание и понимание (умеют делать анализ, вывод).
При проведении уроков по биологии в 6 классе по теме «Размножение. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов» мною были поставлены такие цели, как знакомство со способами размножения многоклеточных животных, на основании просмотренного фильма понять, что размножение — основа продолжения жизни на Земле; умение работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы.
При групповой форме работы применяла новый подход к обучению. Использовав цветные карточки, класс поделила на группы. Ученики стояли в кругу и поочерёдно доставали карточки из конверта. Объединившись по цветам, образовавшиеся группы сели за рабочие столы. Так образовалось пять групп. В группах оказались ребята с разным уровнем обучения, разными возможностями и с разным интеллектом.
Урок был начат с просмотра фильма о размножении животных. Задача детей состояла в определении темы урока по просмотренному фильму, а также назвать ассоциации к слову «Размножение».
Ребята пытались определить цели урока, но это им не всегда удавалось правильно сделать.
Ученики сами распределяли роли в начале выполнения задания: модератор, хранитель времени, секретарь, докладчик. Также три наблюдателя А, В и С. Каждый участник группы выдвигал свою кандидатуру на роль модератора. Распределение ролей шло
посредством игры (сулифа). Каждая группа становится специалистом по изученному материалу, составляя опорный план.
Для каждой группы было отведено определённое задание. Для реализации этих задании ученикам требуется научиться обучению. Основная мысль в том, что информация передаётся, но знание и понимание формируется у самого обучающегося, и преподаватель должен оказывать помощь в этом процессе. Группам даётся 5 минут на изучение текста, 5 минут на обмен идеями и, для их записей важных аспектов, которыми могут поделиться с другими группами.
При самостоятельном изучении материала, у учащихся развивается способность понимания того, чему им следует обучиться. Используя диалоговое обучение, дети анализируют, возвращаются к тексту, исправляют ошибки, обосновывают свои ответы, консультируют друг друга. Идёт процесс взаимо- и самообучения (помогают друг другу).
На последующих уроках возникает проблемная ситуация, дальше — побуждающий диалог. Основная задача урока заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретёнными знаниями.
Так, свой второй урок по теме «Развитие насекомых» я начала с проблемы «Почему в природе одни насекомые имеют стадию куколки, а другие из личинки сразу превращаются во взрослое насекомое?»
Дети в группах изучали материал о размножении с полным и неполным превращением, проводили сравнительную характеристику признаков личинок и взрослых насекомых.
Для закрепления знаний составляли постер по данной теме, подбирая слова ассоциации. Это способствовало лучшему запоминанию материала. Такой подход развивает способность детей самостоятельному обучению, воспитывает любознательность и наблюдательность.
На втором этапе задания менялись, одной группе необходимо было разобрать стихотворение и найти ошибки; другой группе даётся текст песни, их задача – найти черты приспособленности насекомых к окружающей среде, двум другим группам – составить аппликации по данной теме. При работе со стихотворением и текстом песни, дети размышляли, выдвигали свои идеи, опирались на свои имеющиеся знания. Ученик Диас, при разборе стихотворения, задал вопрос: «Как гусеница может всю зиму спать, он же замёрзнет…? И сам же ответил на свой вопрос: «Она из гусеницы превращается в кокон, через несколько недель превращается в бабочку».
Другая же ученица из другой группы, Жасмина, при нахождении из текста песни черты приспособления кузнечика к окружающей среде, предположила: «за счет своих сильных лап они передвигаются с места на место…. С помощью прыжков… отталкиваются».
На третьем уроке при изучении темы «Особенности размножения позвоночных животных» учащиеся сооружали гнезда. При строительстве гнёзд, учащиеся размышляли, искали новые идеи, пытались подходить к идеи строительства. Была выдвинута идея «думать как птицы…».
На уроке обобщения каждая группа составляла вопросы для других групп. При составлении вопросов ребята опирались на свои знания, в основном помощь оказывали более сильные по знаниям ученики. Вопросы составлялись простые. Ребята, в группе которых были учащиеся послабее, использовали однозначные вопросы. Не все ребята умеет правильно составлять вопросы. На все вопросы отвечают в основном ученики с повышенной мотивацией.
Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся, позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам участвовать в дискуссии.
На уроках биологии и географии мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы.
Во время изучения материала ученики со средним уровнем знаний консультируются с сильными учениками, так как они обладают более глубокими знаниями. Это была одна из стратегий, которую избрал ученик для решения своей задачи. Вскоре, ребята понимают важность включения в учебный процесс.
Но тем не менее, на уроке раскрываются даже скромные, тихие дети. Они в основном берут на себя роли наблюдателей и хранителей времени, поэтому им приходится все записывать и вслушиваться в ответы учащихся. Наблюдая за своими одноклассниками, они стараются анализировать, точнее, делать выводы, а также пытаются говорить правильно и красиво.
Для талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Талантливые дети были в роли докладчиков. Так как у них хорошая память, значит, они обладают способностью всё запоминать, это дети-фантазёры, поэтому они быстро приходят к реализации планов, и являются генераторами идей. Во время работы в группах выявляются лидеры. Так, из моих наблюдений, Меруерт раскрылась как лидер, являлась модератором группы, и при этом поддерживала свою команду.
При планировании уроков стараюсь использовать кумулятивную беседу. И я заметила одну особенность, что слабый ученик не боится, что его исправят, повторяет чью-то идею, высказывается и с ним соглашаются все рядом сидящие. Тем самым, он получает огромную пользу от беседы, которую слышал ранее, помогает осознавать, что у людей могут быть разные подходы в понимании того или иного вопроса, помогает учителям понять, на каком уровне понимания находится, какая нужна помощь в ходе обучения.
Для того чтобы ученики чувствовали себя комфортно и свободно, были использованы вводные игры, физические минутки. Это позволило снять напряжение в классе, усталость, мотивировать на занятие.
При взаимообучении ребята лучше усваивают материал, так как обсуждают, делают выводы и заключения, в результате чего материал становится доступным для всех участников группы.
Учитель, работающий по-новому, должен систематически работать над оттачиванием педагогического мастерства. Проблема: научить говорить, выразить свое мнение, анализировать, мыслить критически, самовыражаться, развивать личность ребенка и его вербальную креативность.
Иногда ученик боится быть непонятым, и поэтому, учителю необходимо мотивировать своего учащегося на успех, то есть, он должен делать то, что думает, что подсказывает сердце, развиваться творчески, но и преподавателю не стоит забывать о том, что ребёнок – это чуткий камертон, вы равнодушны – равнодушен и он. Данная программа помогает учителю шагать в ногу со временем, внедрять новые методы и подходы к искусству преподавания, совершенствоваться духовно и физически.
Каждый преподаватель, учитывая планирование урока, знает, как важен его заключительный этап, включающий не только стадию осмысления, но и рефлексию. Важно, чтобы ученики могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.
Рефлексия является целостным звеном развивающего и проблемного обучения. Чаще всего, рефлексия на уроке строится путём вопросов как одного из действенных механизмов стимулирования когнитивной активности учащихся. Например, Что вы узнали из урока? … но и Что не получилось…? Как бы вы хотели, чтобы мы это реализовали? ….. Как лучше ? ….и т.д.
В результате наблюдения за детьми, отметила, что дети получают удовольствие от достигнутых ими результатов, потому, что у них все получается. При этом они больше стараются и стремятся к знаниям. Благодаря этой методике, я заметила успешность в проведении занятий, и в дальнейшем, я буду продолжать использовать новые методы и подходы в обучении. Я считаю, что диалог «учитель – ученик» даёт более направленный характер, так как «учитель не должен управлять, а направлять» (Руководство для учителя, стр.156).
Именно диалог эффективнее обучает ребёнка, так как он вовлечён в беседу, в диспут, в дебаты, и имеет право на ответ. Больше запоминает правила, изречения… «Таким образом, вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в XXI веке и в последующих веках, является важной и стимулирующей целью для педагогов, которая не может быть проигнорирована. Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ». (Руководство для учителя, стр.156)
Сырымбаева Бану Ураловна