Home » Ашық сабақтар » Государство Караханидов

Государство Караханидов

КГУ «Средняя школа №7» г.Петропавловска

учитель истории Аблкасова Айман Аблдунгаровна

Цель урока: дать общую характеристику государству Караханидов. 

Задачи:

Образовательная: сформировать знания учащихся об образовании государства Караханидов на территории Казахстана в период расцвета средневековья;

Развивающая: создать условия для развития логического и креативного мышления учащихся, навыки самостоятельной работы, умение выявлять причинно-следственные связи;

 Воспитательная: воспитывать чувства коллективизма и взаимопонимания, формировать коммуникативность.

Тип урока:урок усвоения новых знаний. 

Форма: урок-экскурсия. 

Методы: частично-поисковый, элементы технологии критического мышления.

Оборудование: карта, таблицы, иллюстративный материал, учебник.

Ход урока:

I Организационный момент.

  1. Приветствие учащихся. 2. Фиксация отсутствующих.

II Слово учителя: Казахская земля-колыбель многих древних цивилизаций. На просторах казахских степей возникали и исчезали государства, оставившие неизгладимый след в истории человечества. Государства, которые дали мировой цивилизации самобытную кочевую культуру. Для начала давайте вспомним: 1. На какие периоды делится средневековье? (раннее средневековье, расцвет средневековья и позднее средневековье). 

  1. Перечислите государства, существовавшие на территории Казахстана в период раннего средневековья? (Тюркский каганат, Западнотюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство, Кимакский каганат). Сегодня мы с вами изучим историю еще одного тюркского государства — государства Караханидов, существовавшее в эпоху расцвета средневековья. Мы с вами узнаем, когда и как оно возникло, какой общественный строй существовал у караханидов, как были развиты хозяйство и культура караханидских племен, узнаем о взаимосвязи караханидов и казахского народов.

III Формирование новых знаний.

Я предлагаю вам совершить экскурсию в расцвет средневековья, а именно в государство Караханидов, которое находилось в районе современного Жетысу. На уроке у нас работают три группы. Эти группы во главе с гидами помогут нам узнать о данном государстве. Для того чтобы совершить экскурсию, давайте с вами составим схему нашего маршрута.

1-я группа — «Общественный строй Караханидов».

2-я группа — «Политическое положение Караханидов».

3-я группа – «Хозяйство и культура государства Караханидов».

Итак, схема нашего маршрута готова. Теперь необходимо подробно остановиться на каждом пункте, чтобы подробно узнать о государстве Караханидов. В этом нам поможет учебник. Каждая группа получает задание:

1 группа: Прочесть текст на стр.50-51.

  1. Покажите на карте территорию государства Караханидов X-XII веках.
  2. Расскажите об общественном строе государства.
  3. Выпишите в тетрадь новые слова, разъясните их значение.

2 группа: Прочесть текст на стр.51-53.

  1. Назовите причины разделения государства на западное и восточное.
  2. Расскажите о борьбе Караханидов с иноземными завоевателями.

3 группа: Прочесть текст на стр.53-54.

  1. Почему предпочтение отдавали коневодству?
  2. Как была развита культура Караханидов?

Самостоятельная работа учеников с учебником, а затем выступление учащихся каждой группы.

IV Закрепление новой темы учитель организует мето­дом тестирования Тестовые вопросы:

  1. В какой части территории Казахстана было создано государство Караханидов?

а) Возле Аральского моря б) В Сарыарке

в) В Жетысу и Восточном Туркестане г) Близ Алматы

2.Тюркское племя, способствовавшее созданию госу­дарства Карханидов:

а)Тюргеши б)Карлуки в) Огузы г) Кимаки

  1. Кому принадлежали вакуфные земли?

а) Кагану б) Родственникам кагана в)Простолюдинам г)Религиозным учреждениям и священнослужителям

  1. Кто уничтожил государство Караханидов?

а) Сельджукский султан Малик шах б) Правители из династии Саманидов

в) Шах Хорезма Мухаммед г) Найманский хан Кучлук

  1. Какое из этих архитектурных сооружений было пост­роено в период существования государства Караханидов?

а) Мавзолей Айша-Биби б)Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи

в) Мавзолей хана Жошы г) Минарет Актобе

V Рефлексия.

Итак, ребята, мы с вами совершили экскурсию в государство Караханидов, побывали в X-XII веках.

Я уверена, что наша экскурсия была не напрасной.

Скажите, что вам понравилось в средневековом государстве?

Какие новые знания вы получили?

Что интересного вы извлекли для себя?

А теперь подумайте и скажите, почему некогда могущественное государство пришло в упадок? Окажись правителем этого государства, что бы вы предприняли, чтобы государство просуществовало дольше?

— Ребята, мы пришли к мысли, что главным богатством каждого государства является единство. Это мы видим на примере нашей республики. Более 130 национальностей проживают в ней, хранят единство, а это обеспечивает покой и благополучие каждой семьи.

Вы должны запомнить, что процветание и благополучие в ваших руках, будущих граждан нашей страны.

V Домашнее задание: § 11. Выписать новые слова и разобрать их значение.

VI Подведение итогов урока с помощью оценочного листа (оценки комментируют учащиеся).

 

 

 

 

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.