КГУ «Средняя школа №7» г.Петропавловска
учитель истории Аблкасова Айман Аблдунгаровна
Цель урока: дать общую характеристику государству Караханидов.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания учащихся об образовании государства Караханидов на территории Казахстана в период расцвета средневековья;
Развивающая: создать условия для развития логического и креативного мышления учащихся, навыки самостоятельной работы, умение выявлять причинно-следственные связи;
Воспитательная: воспитывать чувства коллективизма и взаимопонимания, формировать коммуникативность.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Форма: урок-экскурсия.
Методы: частично-поисковый, элементы технологии критического мышления.
Оборудование: карта, таблицы, иллюстративный материал, учебник.
Ход урока:
I Организационный момент.
- Приветствие учащихся. 2. Фиксация отсутствующих.
II Слово учителя: Казахская земля-колыбель многих древних цивилизаций. На просторах казахских степей возникали и исчезали государства, оставившие неизгладимый след в истории человечества. Государства, которые дали мировой цивилизации самобытную кочевую культуру. Для начала давайте вспомним: 1. На какие периоды делится средневековье? (раннее средневековье, расцвет средневековья и позднее средневековье).
- Перечислите государства, существовавшие на территории Казахстана в период раннего средневековья? (Тюркский каганат, Западнотюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство, Кимакский каганат). Сегодня мы с вами изучим историю еще одного тюркского государства — государства Караханидов, существовавшее в эпоху расцвета средневековья. Мы с вами узнаем, когда и как оно возникло, какой общественный строй существовал у караханидов, как были развиты хозяйство и культура караханидских племен, узнаем о взаимосвязи караханидов и казахского народов.
III Формирование новых знаний.
Я предлагаю вам совершить экскурсию в расцвет средневековья, а именно в государство Караханидов, которое находилось в районе современного Жетысу. На уроке у нас работают три группы. Эти группы во главе с гидами помогут нам узнать о данном государстве. Для того чтобы совершить экскурсию, давайте с вами составим схему нашего маршрута.
1-я группа — «Общественный строй Караханидов».
2-я группа — «Политическое положение Караханидов».
3-я группа – «Хозяйство и культура государства Караханидов».
Итак, схема нашего маршрута готова. Теперь необходимо подробно остановиться на каждом пункте, чтобы подробно узнать о государстве Караханидов. В этом нам поможет учебник. Каждая группа получает задание:
1 группа: Прочесть текст на стр.50-51.
- Покажите на карте территорию государства Караханидов X-XII веках.
- Расскажите об общественном строе государства.
- Выпишите в тетрадь новые слова, разъясните их значение.
2 группа: Прочесть текст на стр.51-53.
- Назовите причины разделения государства на западное и восточное.
- Расскажите о борьбе Караханидов с иноземными завоевателями.
3 группа: Прочесть текст на стр.53-54.
- Почему предпочтение отдавали коневодству?
- Как была развита культура Караханидов?
Самостоятельная работа учеников с учебником, а затем выступление учащихся каждой группы.
IV Закрепление новой темы учитель организует методом тестирования Тестовые вопросы:
- В какой части территории Казахстана было создано государство Караханидов?
а) Возле Аральского моря б) В Сарыарке
в) В Жетысу и Восточном Туркестане г) Близ Алматы
2.Тюркское племя, способствовавшее созданию государства Карханидов:
а)Тюргеши б)Карлуки в) Огузы г) Кимаки
- Кому принадлежали вакуфные земли?
а) Кагану б) Родственникам кагана в)Простолюдинам г)Религиозным учреждениям и священнослужителям
- Кто уничтожил государство Караханидов?
а) Сельджукский султан Малик шах б) Правители из династии Саманидов
в) Шах Хорезма Мухаммед г) Найманский хан Кучлук
- Какое из этих архитектурных сооружений было построено в период существования государства Караханидов?
а) Мавзолей Айша-Биби б)Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи
в) Мавзолей хана Жошы г) Минарет Актобе
V Рефлексия.
Итак, ребята, мы с вами совершили экскурсию в государство Караханидов, побывали в X-XII веках.
Я уверена, что наша экскурсия была не напрасной.
Скажите, что вам понравилось в средневековом государстве?
Какие новые знания вы получили?
Что интересного вы извлекли для себя?
А теперь подумайте и скажите, почему некогда могущественное государство пришло в упадок? Окажись правителем этого государства, что бы вы предприняли, чтобы государство просуществовало дольше?
— Ребята, мы пришли к мысли, что главным богатством каждого государства является единство. Это мы видим на примере нашей республики. Более 130 национальностей проживают в ней, хранят единство, а это обеспечивает покой и благополучие каждой семьи.
Вы должны запомнить, что процветание и благополучие в ваших руках, будущих граждан нашей страны.
V Домашнее задание: § 11. Выписать новые слова и разобрать их значение.
VI Подведение итогов урока с помощью оценочного листа (оценки комментируют учащиеся).