Г.А.Дильдибекова ,
старший преподаватель кафедры дошкольного,
начального обучения и воспитания личности
филиала АО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Костанайской области»
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
«Мәңгілік Ел» ─ это национальная идея как источник непрерывности и неиссякаемости, вечности традиций, языка, духовно-нравственной основы народа.
В Послании народу Казахстана 17 января 2014 «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Нурсултан Назарбаев изложил и обосновал концепцию «Мәңгілік Ел»: «…созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем.
Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана.
Во-вторых, это национальное единство, мир и согласие в нашем обществе.
В-третьих, это светское общество и высокая духовность.
В-четвертых, это экономический рост на основе индустриализации и инноваций.
В-пятых, это Общество Всеобщего Труда.
В-шестых, это общность истории, культуры и языка.
В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма….».
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И наша задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции дома (детского сада, родного края), общественные события и т.д. Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду включает в себя целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду (человеку-труженику, результатам его труда);
— развитие интереса к традициям и промыслам казахов и народов проживающих в Казахстане;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах Республики Казахстан;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— воспитание уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Любой регион, область, город и даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной аул, село… (история, традиции, достопримечательности, памятники). Дети с удовольствием посещают музеи «Юрта», «Русская изба» и т.д..
Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем проводятся экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, мини – походы, маршрутные игры – путешествия.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это в своей работе мы стараемся передать нашим детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных, духовных и патриотических чувств подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. В воспитании ребёнка огромное значение имеет пример взрослого, поэтому именно от нас зависит насколько этот фундамент будет прочен. Народное творчество и искусство – вечный и чистый источник. В чём бы народ наш не проявлял, сразу видно что из глубины души, а душа народа добра и красива. Воспитать духовно-нравственную личность и патриота своей Родины — ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия нас – воспитателей и родителей, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты
Патриотизм – это чувство, которое живет в человеческом сердце, мерцая неугасимой искрой, готовой разгореться решительным пламенем в трудный для любимого Отечества час. Любовь к Родине прививается с первого слова, первого шага, первого звонка, первой буквы, проявляется уже с раннего возраста патриотическими чувствами в доверчивом, свободном от лжи и лицемерия сердце.
Задача педагогов дошкольной организации образования – воспитывать истинных патриотов, любящих и знающих родной язык, традиции, обычаи, историю своей родины, которые сохранят и бережно передадут накопленные знания будущим поколениям.
На базе Республиканского центра «Дошкольное детство» Министерства образования и науки Республики Казахстан разработано «Методическое руководство по внедрению Патриотического акта «Мәңгілік Ел» в образовательный процесс дошкольных организаций» направленное на повышение качества дошкольного воспитания и обучения и профессионального мастерства педагогов. В «Методическом руководстве по внедрению Патриотического акта «Мәңгілік Ел» разъяснены основные ценности, которыми должен дорожить каждый гражданин Казахстана, независимо от возраста, пола, национальности, социального происхождения.
Использование подходов отраженных в «Методическом руководстве по внедрению Патриотического акта «Мәңгілік Ел» в образовательный процесс дошкольных организаций» позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.