Home » Балабақша » Аутизм победим!

Аутизм победим!

  В современном мире растет статистика детей с расстройствами аутистического спектра. К сожалению, в большинстве случаев эти дети остаются за «бортом» социального мира. Многие начинающие психологи, другие специалисты в том числе родители, не знают, что делать, когда они сталкиваются с такой проблемой. В большинстве случаев дети остаются без коррекционной поддержки. Кроме того, маленькие дети  страдают от многих психологических проблем, начиная с элементарной тревожности, гиперактивности и заканчивая неврозами и неадекватным поведением. У детей, подверженных «болезням века» можно фиксировать усиление мышечного тонуса, напряженность, потерю навыка произвольного расслабления мышц. Более того, усиленное обучение некоторым дисциплинам предъявляет особые требования к снятию психического напряжения. По медицинским показаниям такие детки посещают обычные дошкольные учреждения, но они нуждаются в помощи. Психологами установлено, что самое эффективное развитие у ребенка происходит в детском саду. Необходимо своевременно оказать помощь всем нуждающимся детям. Учитывая все это, директор ясли -сада «Ак бота» Сеитова А.Т. выделила кабинет для психологической разгрузки детей.

В первую очередь, он нужен для снятия избыточного напряжения, которое возникает у малышей вследствие активного «поглощения» негатива из окружающей среды. Здесь ребенок сможет, не причиняя вреда другим деткам, выплеснуть «плохие» эмоции, унять тревожность, успокоиться, стать смелее, уверенней в себе. Все это создаст эффект чрезвычайно положительный. Ведь в комнате для релаксации присутствуют лишь гармония и умиротворение.

Релаксационная комната способна убрать негатив, агрессию, снять напряжение за счет звука, световых эффектов, создания волшебной атмосферы.

В кабинете психологической разгрузки имеется мягкая мебель, подушки, мягкие кубики. Очень важно подобрать музыкальное сопровождение для максимального эффекта. Для релаксации есть специальные подборки для снятия стресса. Ребенок  улетает  в волшебный край, где чистый воздух, красивый пейзаж, пение птиц и журчание воды…

Комната нужна и для заряда позитивом, положительной энергией, для развития способности быстро реагировать в нестандартных ситуациях.   Включается мобилизующая музыка в такие моменты. Кроме того, релаксационный уголок оснащен разными приспособлениями для практических психологических упражнений. Это подушка для битья, мешочек для крика, коврик злости и т.п.Также имеется место для тихих игр, для уединения, для объятий. Предлагаю зайчика или медвежонка погладить: мех животного помогает снять агрессию. Можно сходить с ребенком в спортзал.  Там много света и спортивных приспособлений: горки, батуты, огромные резиновые мячи, разные модули для развития ловкости и мышления. Очень нравится детям в кабинете М. Монтессори с огромным количеством дидактического материала.

Еще в Древней Греции было известно: «В здоровом теле — здоровый дух» Здоровье ребенка-понятие не только медицинское, но и социальное. Основными социальными факторами считаются культурные нормы общества и их отражение в отношениях семьи и детского сада. Многие семьи из-за отсутствия педагогических знаний, выбирают либеральный стиль воспитания и вседозволенность. Ребенок не понимает слов «можно», «нельзя», «надо». Дети в таких семьях растут самолюбивыми, эгоистичными, с характерными вспышками гнева. В группе у них возникают проблемы межличностного характера. При исследовании психологического климата в группе у этих детей выявляется низкий статус. Психолог начинает работать с малышами, чтобы они не были отвергнутыми в коллективе. Психическое здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в своих силах, стрессоустойчивости, гармонии, духовности, эмоционально-волевой саморегуляции.

Ведущим показателем здоровья ребенка является его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Однако, многие дети подвержены дезадаптации. По статистике психологов нашего города, увеличивается число гиперактивных, агрессивных, тревожных, аутичных детей. Каждый пятый мальчик страдает задержкой речевого развития. К сожалению, 30 %  современных детей имеют отклонения в эмоциональной, волевой и нравственной сферах. Они нуждаются в психологической коррекции высших человеческих функций — мышления и поведения. Все эти проблемы развития и воспитания детей нужно решать в детском саду, так как в школе ведущей деятельностью становится обучение.
Как же работать с аутистами?

Первым этапом психокоррекционной работы является этап индивидуальных занятий, хотя, для ребенка, посещающего детские учреждения или легко переносящих отрыв от матери возможно и включение в небольшую группу. На первых двух занятиях никаких целей, кроме приучения ребенка к новому месту и незнакомому ему прежде взрослому, можно не ставить. Если первый контакт состоялся, на последующих занятиях можно начинать внедряться в личное поле ребенка с целью внесения изменений в поведение. Как правило, давление психолога вызывает аффективную реакцию у аутичного ребенка, важно, чтобы она была не слишком сильной, так как негативные впечатления от занятия могут вызвать отказ продолжать взаимодействие. Кроме того, лучше, чтобы действия психолога, направленные на изменения приходились на первую часть занятия, а во второй половине можно заняться деятельностью, которую предпочитает ребенок, так как очень важно и для ребенка, и для его матери то, в каком настроении и состоянии он выходит после занятий. И то, и другое должно быть положительно окрашено. Недопустимо отдавать матери ребенка в состоянии аффекта, лучше ненамного увеличить длительность занятия.

Начинать следует с того, чтобы ребенок научился видеть человека вообще, получить положительный опыт контакта. На начальной фазе развития ребенком  не было приобретено базовое доверие к миру, что явилось одним из пусковых механизмов для развития аутичных тенденций. Наиважнейшая задача в терапии — вернуть утраченное доверие или вновь создать его. Чтобы на какой-то момент пропало отчуждение и возникло состояние совместного существования, которое совсем не обязательно озвучено ребенком, но проявляется в невербальном поведении. Необходимо установление партнерских отношений с ребенком, обращение к его личности с тем, чтобы он мог осознать свои трудности. Чувство привязанности, симпатии, расположения к человеку создает ребенку другой положительный эмоциональный опыт, является дальнейшей основой для межличностных связей. Партнерские отношения возможны при любом уровне развития ребенка. Партнерские отношения — это двухсторонние отношения, поэтому аутичный ребенок способен воспроизводить партнерство в той степени, в которой педагог может ему это партнерство предложить. Подавляющее большинство детей — аутистов в состоянии увидеть взрослого уже при первом контакте. На осознание действительно требуется время. При первичном контакте необходимо создание поля ‘мы’.

Пробудить же мотивацию к общению у аутичного ребенка, особенно мутичного, можно только на доступном ему языке. Тогда он видит, что и взрослый готов идти на какое-то встречное взаимодействие.

Психолог должен уметь фиксировать и понимать ‘говорящий’ взгляд ребенка. В нем могут быть выражены разные чувства: агрессия, просьба поддержки, благодарность, удивление, понимание. При достаточной степени подготовки, общение с аутичными детьми возможно и без вербального контакта. Для того, чтобы быть успешным, психолог должен уметь воспринимать тонкие качественные различия в поведении и состоянии ребенка. Из поля его внимания не должны выпадать интонации, жесты, позы, модели поведения (как аутичного ребенка, так и его родителей).

Общеизвестно, что 60-70% информации, получаемой при общении, является невербальной, несмотря на кажущееся вербальное наполнение. Доля эта у аутичных детей в большинстве случаев неизмеримо больше. Так что первичным для терапии аутичного ребенка является установление атмосферы доверия и безопасности. Установление контакта возможно практически с первого занятия.

Аутичный ребенок, которому в силу особенностей своего развития не хватает базового доверия к окружающему, слишком часто имеет отрицательно эмоционально окрашенный личный опыт, что еще больше подрывает его возможности и веру в себя. Поэтому одной из главных задач терапии и является формирование личного положительного опыта общения. На первых этапах доступнее общение с аутичным партнером при руководстве психолога. Аутичный партнер менее критичен, чем здоровый ребенок и информирует об этом невербально и однозначно (недвусмысленно). Адекватные формы поведения лучше формируются на индивидуальных занятиях и на занятиях в паре. При занятиях групповой игровой психотерапией в первую очередь речь идет о повышении уровня переносимости ребенком ситуации включенного общения, ситуации группового напряжения, конфликтов, неизбежно возникающих между потребностями аутичного ребенка и возможностью их немедленного удовлетворения. Очень ценным является для аутичного ребенка опыт пребывания в здоровой группе, наблюдение за обычными детьми при поддерживающем и объясняющем партнере (это может быть родитель, психолог). Кроме того, группа призвана ликвидировать дефицит общения. Именно здесь ребенок в безопасных условиях получает опыт познания другого, имеет максимальную возможность получения позитивного опыта общения, в то время, как в открытой среде даже успешно интегрированный в нее ребенок слишком часто получает негативный опыт, который не способствует повышению уверенности в себе и препятствует возникновению потребности в общении, скорее отвращает от него.

Каждый ребенок в рамках игровой деятельности решает свою собственную задачу. Для одного достижением является возможность сосредоточенно наблюдать за чужой игрой при параллельном объяснении психологом происходящего. Для другого — это возможность спокойно играть и комфортно чувствовать себя несмотря на пугающую обстановку, шум и отсутствие матери. Для третьего — возможность пусть точечных, но контактов с другими детьми под руководством психолога. Начиная с определенного этапа — это и возможность совместных ролевых игр и игр по правилам, а так же участие в группах, созданных для взаимодействия в других видах деятельности (обучение, рисование, музыка, кукольный театр).

Совместное рисование всех членов группы на большом листе бумаги способствует развитию взаимодействия между детьми, установлению более тесных эмоциональных связей. Особенно полезно это для детей, испытывающих трудности в вербализации. На листе бумаги им гораздо легче выразить свои чувства. Любой опыт совместной деятельности бесценен для аутичного ребенка, для него это возможность быть вместе, несмотря на большое количество трудностей, испытываемых им при взаимодействии с окружающими. При умелом руководстве психолога или арттерапевта аутичные дети способны создавать совместные композиции, отрабатывая в невербальной форме навыки построения отношений.

Независимо от того, с какими пациентами работает психолог, он должен обладать качествами, необходимыми для успешности терапевтического процесса. Психолог конгруэнтен в отношениях с пациентом, остается самим собой, со всеми присущими ему переживаниями.

  • Переживает безусловно положительную оценку по отношению к пациенту. Безусловно положительно оценивать другого — значит оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают определенные его поступки.
  • Психолог эмпатически воспринимает пациента. Знание субъективного мира пациента, полученные эмпатически, приводят к пониманию основы его поведения и процесса изменения личности. Целесообразно на занятиях использовать методы и приемы нейропсихологии.

Самое главное в работе психолога на первых этапах работы  улучшить качество жизни ребенка и его семьи в целом: устранить, по возможности уменьшить такие проявления как, агрессия, проблемы с питанием, навыки опрятности. В последнее время часто в коррекционной работе с аутичными детьми применяется метод холдинг-терапии.

Холдинг-терапия является «двигателем» эмоционального развития, но она не заменяет всего комплекса необходимых аутичному ребенку коррекционных и обучающих занятий, так как холдинг-терапия не учит ребёнка писать или считать, не знакомит с буквами и не показывает, как кататься на велосипеде или делать бутердброд. Помните, что кроме эмоциональной сферы ребёнку необходимо развивать интеллект, речь, логическое и абстрактное мышление, мелкую и крупную моторику, межполушарные связи, обогащать систему знаний, развивать навыки самообслуживания. То есть, необходимы параллельные занятия с дефектологом, логопедом и домашняя работа по закреплению материала с занятий со специалистом.

Опыт работы в детском саду «Ак бота» показал, что работа с педагогически запущенным и агрессивным аутистом трудна. Но, положительных результатов мы добиваемся, благодаря лечению ребенка, совместным усилиям психолога, логопеда, воспитателей, педагогов и родителей. К сожалению, у нас нет тьютора и дефектолога. Мы могли бы оказать большую помощь детям. Наши родители аутистов объединяются, делятся опытом друг с другом, посещают городские семинары, соглашаются на консультирование в ПМПК, поездку на лечение в Астану. Только так можно добиться успехов!

Методические рекомендации по работе с аутичными детьми.

  1. Старайтесь вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими и научить испытывать радость общения.
  2. Дозируйте общение с ребёнком, чтобы он не уставал, но не оставляйте его наедине с самим собой.
  3. Внушайте ему уверенность в себе, научите его использовать свои способ­ности по назначению.
  4. Помогите ему освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
  5. Заинтересуйте ролевыми играми.
  6. Учите замене монологов диалогами.
  7. Ищите причины страхов и ликвидируйте их. Подбадривайте, когда ребё­нок испытывает страх.
  8. Не говорите в присутствии ребёнка о его поступках, которые вас раздра­жают.
  9. В момент агрессии переключайте внимание ребёнка в позитивное русло.
  10. Дозируйте всё новое в разумных пределах.
  11. Стремитесь сделать свою совместную деятельность с ребёнком целена­правленной и своевременной, помогая ему приспособиться к действи­тельности.

Методические рекомендации по работе с нервными детьми.

  1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
  2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
  3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы — пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
  5. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
  6. Помните, что в учебной деятельности ребенка со слабой нервной систе­мой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необхо­димо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготов­ку. По воз­можности спрашивать в начале занятия.
  7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого. А в случае неудачи оценивать с максимальной деликатно­стью, объясняя, что неудачи в жизни — явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

Если ребёнок «устраивает сцены»?

  1. Не создавайте сами опасных прецедентов и ограничьте круг запретов.
  2. Не утешайте ребёнка запретными вещами.
  3. Умейте переключать внимание ребёнка.
  4. То, что разрешили вчера, разрешите и сегодня.
  5. У всех взрослых должны быть единые требования к ребенку.
  6. Гасите воинственность ребёнка своим спокойствием, превратите «сцену» в игру. Успокойте сюрпризом.
  7. Требования должны быть эмоционально привлекательными.

 

  Г. К. Гайдай,

педагог-психолог ясли- сада «Ак бота»,

г. Петропавловск

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.