Умарова Раиса Бурибаевна,
преподаватель начальных классов
школы -лицея имени К.Сатпаева ,
Казыгуртского района, Туркестанской области
Мир современной педагогики быстро меняется, изменяются поколения детей, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Так какой же он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Он должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении трудных и перспективных задач нашего общества.
Современный учитель – это профессионал, мастерство которого определяется его профессиональным самоопределением; саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Современный учитель должен стремиться к успеху. По моему мнению, учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! Роль учителя в современном обществе громадна. Ведь это даже не профессия, а ПРИЗВАНИЕ! Слово “учитель” известно людям всех возрастов, от школьника до почтенного старца. Учитель учил грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас. Какова же роль педагога в современном обществе? Педагог должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные, опыты, эксперименты, практика. Необходимо использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников с ограниченными возможностями; владеть ИКТ-компетенциями. Обучая других, учитель учится сам. Считаю, что, немаловажной ролью педагога в современном обществе является воспитание. Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь общаться с детьми разных возрастов, понимая и принимая их такими, какие они есть в жизни, признавая их достоинство и недостатки. Уметь обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной). Видеть как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. В свою очередь, делаю все возможное для этого через личные беседы и мероприятия.
Еще одна из составляющих часть общего портрета педагога в современном обществе, — это развитие. Именно через развитие своих личных качеств и профессиональной компетентности возможно достичь высоких результатов обучения. Больше трудиться с полной отдачей, обновлять и пополнять свои знания. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна, так как, именно он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но еще на более высоком уровне развития общества. Выдающиеся деятели ценили роль учителя в жизни общества. Никто кроме Я. А. Коменского не подносил так высоко профессии учителя. Эту профессию он называет «самой почетной под солнцем». Население, по его мнению, должно с уважением относиться к учителям.
Я.А. Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность. (1592-1670).
Конец XX и начало XXI века войдут в историю человечества, как эпоха информационного общества. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Труд педагога всегда был не прост. Рассматривая профессиональную деятельность педагога, мы выделяем субъекта этой деятельности, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, обладающего определенными способностями. Современный учитель имеет дело с более сложным контингентом школьников, чем наши предшественники. Сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой серьёзные изменения в системе образования: в информационном обществе и школы должны быть информационными. Новое содержание обучения возможно на основе технологий: использование компьютера, интерактивного оборудования, внедрение нетрадиционных форм урока. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “Быть с веком наравне”. На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию.
По-моему мнению, чтобы соответствовать требованиям современного общества учитель должен быть счастливым человеком. Возникает вопрос: «почему?». Потому что жизненный путь учителя — это линия, в которой тесно переплетается наша работа и личная жизнь и порой, я понимаю, что не могу провести черту между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Учителям надо научиться быть счастливыми, ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Какое настроение подарит учитель входящим в двери детям, таким и будет их день. Учитель пример для подражания и как бы не сложилась жизнь, хочется, чтобы дети видели только счастливое будущее. Конечно, педагогика не всесильна. Но надо верить в себя и свои силы и творить. И только тогда вера в светлое будущее передастся ученикам, поможет им встать на ноги и откроет перед ними большой и прекрасный мир. Быть современным учителем трудно – но возможно.