Home » Мақалалар » Ассоциация как интенсивный метод развития речи              

Ассоциация как интенсивный метод развития речи              

Садыкова Зауре Казыхановна    
 преподаватель русского языка
Южно-Казахстанский многопрофильный колледж 
г.Шымкент

       Курс «Профессиональный  русский язык»  обкспечивает формирование и  совершенствование знаний, умений и навыков  практического владения русским языком  и подготовку к слушанию  специальных дисциплин на русском языке. Исходя из этого, мы определяем задачи, которые нужно решить почти на каждом занятии:
а) развитие речи (активизация  всех видов речевой деятельности, в особенности профессионально-ориентированная  речь);
б) обучение практической грамматике (подача грамматического минимума в коммуникативном плане, активизация его в речи);
в) обучение орфографии и практической стилистике;
В  центре  внимания работы по развитию речи на занятиях, как показывает опыт, программный лексико-тематический материал, который и определяет выбор  и форму методики  изучения.
В соответствии с этим вводятся задания и упражнения на автоматизацию  конструкций определенных  лексических тем,  тематического словника, задания, тематически объединенные  с  основным текстом, а также упражнения, активизирующие речевую деятельность.
Для достижения коммуникативной направленности в работе над учебным текстом  на занятиях создается коммуникативная обстановка (ситуация), осуществляется  переработка текстовой информации (например, письмо другу,  участие в беседе, ролевые диалоги,  интервью, инсценировка и т.п.).
Лексическая работа на занятиях направлена на усвоение трудных и опорных слов, их сочетаемости и  использования в различных речевыъ конструкциях.
Грамматические и лексико-грамматические задания и упражнения  включаются в работе  по развитию речи и  письменного высказывания явлений русского языка.
Основное внимание здесь уделяется  выработке правильного употребления  изученных словоформ, словосочетаний и конструкций в связном тексте.
Главная цель курса – активизировать  речевую деятельность на русском языке, так как в основе проблематики  занятия практического курса русского языка лежит проблема коммуникативной  направленности обучения, при выполнении которой выдвигаются  задачи собственно развития речи.
Основное внимание необходимо уделять  планированию занятий.  Какие стратегии к каким темам  можно применить, и в этом помогают вопросы. На которые необходимо  дать ответ самому себе.  Например, почему используем именно эту стратегию?  Как при помощи этой стратегии   мы достигнем цели занятия?  Как будем выполнять поставленные задачи?  Что станет доказательством того, что  мы достигли цели?  Как в дальнейшем студенты используют полученные знания?
Человек, умеющий свободно выражать свои мысли, не только устно, но и письменно,  имеет более высокий уровень мыслительной деятельности.  Это доказали ученые, которые исследовали влияние  уровня грамотности на сознание, мышление (Ч.Темпл,2001).  Для того, чтобы студенты умели записывать   собственные мысли и рассуждать по поводу,  используется письмо как метод обучения.

Наблюдения показали, что  чаще всего студенты не могут выразить свои знания именно в письменном виде.  Иногда кажется, у них столько идей! Но как только они остаются один на один с листом бумаги,  то напишут едва пять-шесть предложений. Поэтому мы развиваем  умение выражать свои мысли  в письменной форме постепенно, от занятия к занятию. Наиболее эффективным в развитии  устной и письменной речи можно считать метод ассоциации.  Студенты 1 курсов, как правило, относительно своболно владеют русским языком. Любое из слов, значение которого они точно знают,  должно вызывать у них определенные ассоциации.
На занятиях можно проводить ассоциативные беседы и сочинения,  поставив перед собой задачи:
а) выявить, как понимают значение слова обучаемы;
б)  учить каждого студента не только анализировать события, участником или очевидцем которого он был, но и моделировать свои действия в связи с этим;
в)  развивать воображение, устную и письменную речь.
Темы для устного собеседования и письменных работ  должны быть разработаны заранее с учетом знаний, полученных студентами на занятиях, из средств массовой информации, окружающей действительности.
Для устных ассоциативных бесед  в начальный период необходимо выбрать слова с простым, конкретным содержанием. Любое значение слова вызывает у человека различные мысли  и чувства. Например, слово сильный вызывает у студента воспоминание о каком-то сильном человеке.  На занятии преподаватель может назвать какой-нибудь предмет, явление или действие, и просит кого-либо из студентов рассказать какие мысли и чувства вызывает у него это слово. Студенты стараются передать своими словами то, что они чувствуют.  В процессе таких бесед выясняется следующее.  Хотя студент понимает значение русского слова,  вызванные им ассоциации  оформляются во внутренней речи на родном языке.  В таких случаях на помощь приходят казахско-русский и русско-казахский словари, толковый словарь  русского языка, которые должны быть настольными книгами каждого студента.

Что  касается  письменного ассоциативного сочинения. То  специальной в традиционном  плане подготовки  к нему не требуется.  Предлагать ребятам вспомнить о том, какое литературное произведение  ими прочитано  по данной теме, не рекомендуется, так как  в этом случае  почти все студенты перескажут «нужный» отрывок  из учебника или хрестоматии.  В таких работах не будет примеров из окружающей жизни и их собственного мнения к описываемым явлениям. Это затрудняет изучение индивидуальных  особенностей каждого студента.

Многое в процессе работы над сочинением зависит от того,  пользуется ли педагог доверием ребят.   Если они не боятся, что их мысли и чувства станут достоянием не только однокурсников, но и других представителей, то по любому предмету или событию они высказываются откровенно.

В работах студентов следует обратить внимание на содержание, так как  для нашего предмета важно умение размышлять, анализировать, синтезировать и оценивать на русском языке. В течение учебного процесса  необходимо знакомить студентов с понятиями, терминами, кратко формулировать и записывать их в тетради.  Такая работа помогает грамотно выразить свои мысли  в письме, учит умению выбрать  из огромного числа слов именно то, что нужно  для подтверждения личной точки зрения.  Студенты приходят к пониманию  существования различных мнений по тому или другому вопросу.

Умение свободно выражать свои мысли  в письме есть один  из критериев критического мышления. Через письмо студенты осознают ценность собственных мыслей.  Откровения …. Есть над чем подумать, наметить программу действий, понять, наконец, что перед тобой взрослые люди, с которыми надо говорить  честно,  открыто, научиться  выслушивать их мнение и считаться с ними. Они умеют думать. И это надо развивать в них.

Целесообразность проведения таких работ  очевидна.  Ассоциативные беседы и сочинения имеют  учебное и воспитательное значение.   Студенты учатся не только говорить и писать на русском языке, но и критически мыслить.

Литература:

  1. Болотов В., Спиро Дж. Критическое мышление – ключ к преобразованиям школы / Директор школы -1996г.
    2. Цукерман Г. Виды общения в обучении. Томск, переизд.,  2010г.
    3. Философия и методы RWCT в действии. – Издатмаркет, Алматы, 2004г.

3 комментария

  1. Жақсы кеңестер бар екен
    Көп рахмет

  2. ischanovabibigul@gmail.com

  3. Хорошие идеи. Спасибо!

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.