Обайдуллина Айгуль Сайлауовна
учитель русского языка и литературы
КГУ “Основная средняя школа № 133”
г.Жезказган
Существует множество определений функциональной грамотности.
В широком смысле под функциональной грамотностью подразумевается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность-это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, а также в целях передачи такой информации в реальном общении. Для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы используются активные методы обучения:
- Прием «ИНСЕРТ»- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:
«?» — непонятно,
«+»- согласен
«-«-вызывает сомнение,
«!» — это главное, это удивило…
Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу, например, углубиться в «непонятное» и вызвать детей на формулирование темы урока, объяснения нового материала или акцентировать внимание на том, что «вызывает сомнение» — это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фазу «это удивило» и дальше дать ряд упражнений на нужную вам тему (например, дан текст по причастию, детей удивило, что ЖАРЕНАЯ КАРТОШКА пишется с -Н-, а ЖАРЕННАЯ В МАСЛЕ КАРТОШКА — с -НН-, сделали на этом акцент — пошла отработка правил правописания -Н-НН- в отглагольных прилагательных и причастиях)
В этом приеме могут быть и другие маркеры:
«V» ЗНАЛ,
«+» УЗНАЛ,
«-» ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ,
«?» ХОЧУ УЗНАТЬ.
Вот фаза ХОЧУ УЗНАТЬ провоцирует другой прием — толстые и тонкие вопросы.
Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Что обозначает причастие?
Что обозначает деепричастие?
Как отличить причастие от деепричастия?
Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?
Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?
Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми?
В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?
Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?
Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чём различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Приём «Мозаика». «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке русского языка и литературы: комплексная работа с текстом; лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; лексические разминки; сочинения-рассуждения; мини-изложения и мини- сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; сравнение двух текстов; коммуникативные и игровые ситуации.
Интеллектуальную и речевую деятельность учащихся также активизируют нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урок-игра.Все это и является основными индикаторами формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций XXI века, способного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.
Литература:
1.Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).// М.: Издательство ИКАР, 2009.
2.ВЕРШЛОВСКИЙ С. Г., МАТЮШКИНА М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ// Социологические исследования, № 5, Май 2007
3.Мещерякова И.А. Психологический словарь// Электронный ресурс: http://www.anypsy.ru/glossary/funktsionalnaya-negramotnost