Город Алматы
КГКП «Ясли-сад № 94»
воспитатель: Умралиева А. К.

Цель: Познакомить детей с некоторыми обычаями и традициями казахского народа, воспитывать уважение к культуре Казахстана.
Задачи:
Расширять представления детей о традициях и быте казахского народа;
Развивать интерес к национальной культуре через игру, музыку и творчество;
Воспитывать дружелюбие, уважение и гордость за свою страну.
Оборудование:
Макет юрты или изображение юрты;
Куклы в казахских костюмах;
Аудиозапись казахской народной музыки;
Ход занятия
Воспитатель:
— Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие по удивительной стране — Казахстану! Это наша родная земля, где живёт много дружных народов. У казахского народа есть интересные обычаи и традиции. Хотите узнать о них?
(Ответы детей.)
1. Игра «Кто как здоровается?»
Цель: познакомить с казахскими формами приветствия.
Оборудование: картинки, аудиозапись фраз «Сәлеметсіз бе!», «Сәлем!».
Ход игры:
1. Воспитатель объясняет, как казахи приветствуют друг друга.
2. Дети повторяют приветствие с жестами (рукопожатие, поклон).
Нетрадиционность: элементы ролевой игры, движение и речь в единстве.
2. Игра «Собери юрту»
Цель: познакомить с жилищем казахского народа.
Материалы: пазлы или крупные детали юрты (крыша, кереге, двери, орнаменты).
Ход игры:
Воспитатель показывает, как выглядит юрта, рассказывает, что она круглая, сделана из дерева и войлока.
Дети собирают юрту из деталей.
Нетрадиционный элемент: конструктивная деятельность (сборка большого макета или пазла).
3. Физкультминутка «Казахские всадники»
Под звуки казахской народной музыки:
Игра «Айгыр, жорға, құлын» (Жеребец, иноходец, жеребёнок)
Цель: развивать интерес к казахским народным играм и животным.
Материалы: карточки с изображением лошадей.
Ход игры:
Дети повторяют движения в зависимости от слова воспитателя:
Айғыр — бегут высоко поднимая колени;
Жорға — плавно шагают;
Құлын — скачут, фыркают.
Нетрадиционный элемент: подвижная игра с элементами фольклора.
4. Знакомство с традиционной одеждой
Игра «Собери казахский костюм»
Цель: познакомить детей с элементами национальной одежды.
Материалы: карточки с частями костюма (камзол, саукеле, шапан, сапоги и т.д.), магнитная доска или фланелеграф.
Ход игры:
Воспитатель показывает элементы одежды и рассказывает, кто что носил.
Дети выбирают детали и «одевают» куклу или силуэт мальчика/девочки.
Нетрадиционный элемент: магнитная или фланелеграфная игра, можно использовать интерактивную доску.
5. Игра «Укрась орнаментом»
Цель: познакомить детей с казахскими орнаментами.
Оборудование: заготовки ковров, узоров, формы орнаментов из бумаги.
Ход игры:
1. Воспитатель рассказывает о значении узоров.
2. Дети украшают ковры орнаментами.
Нетрадиционность: творческая работа, аппликация и символика.
6. Заключение
Воспитатель:
— Сегодня мы узнали, какие традиции есть у казахского народа: гостеприимство, жизнь в юрте, национальная одежда, народные игры.
— Какой народ мы сегодня вспоминали? (Ответы детей.)
— Правильно, казахский!
Звучит казахская музыка.
Дети исполняют небольшой танец или двигаются под ритм.
Итог:
Через нетрадиционные дидактические игры дети получают первые представления о культуре Казахстана в увлекательной, игровой форме. Формируются интерес, уважение и любовь к своей стране.
Дети с интересом познакомились с культурой Казахстана, научились приветствию на казахском языке, участвовали в играх и творческой деятельности
