Докучаева Людмила Ивановна,
учитель истории
школа-лицей № 27
им.Касыма Кайсенова
города Астаны
«Задача воспитания казахстанского патриотизма актуальна на всех ступенях образования: от дошкольного до высшего. Прививать любовь к Родине, к родной земле, к своему народу — важнейшая, ответственная, благородная миссия учителя».
Н. А. Назарбаев
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. История — это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.
Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.»
Воспитание казахстанского патриотизма – это наиглавнейшая задача не только государства, но и семьи, школы и всего общества в целом. Но главная роль в этом, по моему мнению, отводится школе.
Тема патриотизма успешно решается, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, классных часах, так как история — это наука, которая делает человека патриотом и гражданином.
Что же означает понятие «патриотизм»?
Патриотизм (греч. Patris – Родина) – любовь к родине, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.
По моему мнению, истинный патриот – это человек, который:
— любит свою Родину и предан своему народу;
— знает и уважает государственные символы, государственный язык и законы страны;
— знает историю своей страны и гордится ею;
— отличается активной гражданской позицией;
— должен защищать Родину и её государственные интересы;
— уважительно относится к представителям других национальностей, их традициям и культуре;
— гордится достижениями своих соотечественников, вносит достойный вклад в процветание родного государства.
Каждый гражданин Республики Казахстан только тогда будет с честью носить имя «казахстанец», когда почувствует себя частью государства, в котором он живёт, учиться и трудится. Для нравственного осознания этого понятия в душе и сердце каждого казахстанца, для практического осуществления патриотической гражданской позиции необходимо воспитывать в каждом человеке чувство казахстанского патриотизма.
Казахстанский патриотизм — проявление любви к Родине, чувство гордости за принадлежность к своей стране, т.е. по- другому говоря , это отношение многонационального народа Казахстана к одной, обшей для множества народов Родине.
Казахстанский патриотизм включает в себя:
— чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
— уважительное отношение к родному языку;
-заботу об интересах родины;
-проявление гражданских чувств и сохранение верности родине;
— гордость за её социальные и культурные достижения;
— отстаивание её свободы и независимости;
-уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям;
-стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяю разнообразные методики: дифференцированное обучение, игровые технологии, элементы информационно-коммуникационных технологий, приёмы развивающего обучения.
В преподавании истории стараюсь ориентироваться на объективные трактовки исторических событий с позиций гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Ко всем нашим соотечественникам, кто жертвовал за Родину в любые исторические эпохи и при любом политическом режиме, у детей необходимо воспитывать уважение.
Обращаясь к прошлому, стоит заметить, что богатая история казахстанского народа всегда отличалась своим патриотизмом и любовью к Родине. Так, например, известными патриотами являются Керей и Жанибек — отцы-основатели Казахского ханства, первого национального государства на территории современного Казахстана. Оба стремились дать народу независимость и сделали все, чтобы Казахское ханство оставалось сильным и самостоятельным государством, защищая границы ханства. Жанибек и Керей внесли огромный вклад в укрепление патриотизма казахского народа.
История нашего Отечества — это наше достижение.
Известный русский философ И. Ильин писал: «Никто не может указать другому человеку его Родину — ни учителя, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно в порядке автономии — в личном, но и подлинном и предметном духовном опыте. Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной ситуации. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама» в лёгкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».
Решая проблему патриотического воспитания, как учитель истории ставлю перед собой вполне конкретные цели:
1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох;
2. Дать детям возможность увидеть Родину: красоту её природы, памятники культуры, достопримечательности;
3. Организовывать участие детей в решении общественных проблем;
4. Формировать гражданскую позицию, как понимание связи с людьми, живущими в обществе.
5. Формировать умение противостоять нетерпимости.
Во все времена, основой духовного единства государства был и остаётся патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчёркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма.
Начинать работу по формированию патриотизма школьников следует с первых лет обучения. В нашей школе проводятся недели языков народа Казахстана, торжественно отмечаются государственные и национальные праздники, проводятся линейки, конкурсы стихов и рисунков, сочинений, выставки детского творчества, спортивные мероприятия по национальным видам спорта.
Особое место в патриотическом воспитании занимает государственная символика. Как отмечал Первый Президент РК Н. А. Назарбаев «Отношение граждан страны к её символам — показатель того, насколько люди чувствуют себя гражданами этой страны, верят в её будущее, являются её патриотами». На внеклассных занятиях наши учащиеся знакомятся с государственными символами РК, флагом, гимном, гербом. Каждый учащийся обязан, осмысливая значение и роль символов в процессе становления государственности, воспитываться в духе почитания Государственных Флага, Герба и Гимна страны, осознавать ответственность за неуважение к государственным символам Республики, иметь глубокие знания о государственной атрибутике.
На практике в данном направлении применяю тесты, анкеты, викторины «Знаешь ли ты государственные символы?».
В ходе декады истории проводятся конкурсы рисунков «Астана-город мечты» или «Достопримечательности моего города».
Особый интерес учащиеся проявляют к интеллектуальным играм и марафонам: «Своя игра», «Государственные символы — национальная гордость», «Мой Казахстан», «Независимый Казахстан», в которых всегда присутствуют вопросы, касающиеся истории государственной символики.
Невозможно представить патриотическое воспитание без таких праздников, как день Победы, день Независимости, день Конституции, день Республики Казахстан, день Благодарности и.т.д.
В разработках классных часов используются стихи о Родине казахстанских авторов.
Подобные мероприятия способствуют формированию гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, гордости к его прошлому и настоящему. Сейчас остаётся все меньше и меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Мощной эмоциональной составляющей является встречи с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами и тружениками тыла оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.
Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Учащийся должен понять, что окружающие его люди – это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а следовательно, и к Родине.
Чувство уважения формируется во время празднования Дня пожилого человека, Международного женского дня, Наурыз- мейрамы, Дня защитника Отечества.
Сегодня, когда наблюдается возрождение утерянных духовных ценностей, особенно важно воспитывать у детей систему нравственных ценностей, в основе которой такие качества, как трудолюбие, честь, порядочность, милосердие, стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению, дисциплине. Поэтому в нашей школе ,как и во всех школах РК имеется детская организация «Жас ұлан».
Мои учащиеся, отличившиеся в школе знаниями и активной деятельностью, были приняты в ряды «Жас ұлан».
Для детей очень важно личное участие в общешкольных мероприятиях. Когда учащиеся принимают участие в субботниках проводимых в школе, поддержании порядка, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
Считаю, что уроки истории и внеклассные мероприятия, организованные целенаправленно, помогают воспитывать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины.
Я провожу экскурсии по музеям нашего города, а также виртуальные экскурсии по музеям других городов нашей страны, для того, учащиеся школы познакомились с неизвестными историческими фактами, раскрыли для себя много нового интересного.
Таким образом, используя все имеющиеся в моём распоряжении средства, я стараюсь привить учащимся чувство патриотизма, любви к Родине, семье, воспитать из них Гражданина Казахстана. А без этого у нашего общества не может быть будущего.
Знать свою историю – значит твёрдо стоять на родной земле, гордится её героическим прошлым, значит быть достойным её славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества.
Наша основная задача — совместными усилиями педагогов, семьи и общественности воспитывать молодое поколение — патриотов страны, которые будут с гордостью говорить: «Мы — народ Казахстана!».