Мейрбекова Лаура Кумисбековна,
преподаватель начальных классов
школы -лицей им.К.Сатпаева,
Казыгуртского района,Туркестанской области.
Главная задача современной школы – это формирование и развитие функциональной грамотности, которая является теоретической базой лингвистической компетентности. Лингвистическая компетенция – это теоретическая база коммуникативной компетенции, предполагающая наличие знаний о системе языка на всех языковых уровнях: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Лингвистическая компетенция основана на способности применять на практике совокупность правил, регулирующих языковую деятельность. В современных условиях школа должна воспитывать, обучать и развивать высоконравственную, творческую, критически мыслящую личность, способную непрерывно повышать собственный уровень образования.
Учащиеся должны читать и понимать тексты, направленные на выявление функциональной грамотности: пониманию любых текстов и учебных материалов, извлекать необходимую информацию из прочитанного, размышлять над предложенной тематикой. Обладание такими умениями позволяет каждому ученику достигать своих целей, расширять свои знания и возможности. Приобретаемые лингвистические знания являются обязательным условием овладения функциональной грамотностью на уроках. Формирование функциональной грамотности демонстрирует новый подход современного образования. Тексты направлены на связь теории с жизнью, с жизненным опытом. Учащиеся должны быть функционально грамотными, свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений, использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, видеть проблемы и искать пути их решения, учиться всю жизнь.
Лингвистические знания помогают овладению функциональной грамотностью- строить правильно, с точки зрения норм русского языка, собственные высказывания, опираясь на сформированные языковые навыки, разрабатывать задания, направленные на формирование функциональной грамотности через навыки лингвистической компетенции.
Подбор текстов (и составленных заданий к ним) должен осуществляться с учетом возрастных особенностей учащихся, помогающее выработать навыки грамотной речи, выстроенные по тенденции постепенного усложнения. Существует ряд способов, техник и различных методических приёмов, которые можно применить для анализа и понимания текста. Вот некоторые основные приемы:
Прием «Верно/Неверно» на понимание, распознавание смысла текста. Прием «Задания с пропусками» на выявление уровня развития речи, продуктивности ассоциаций и процессов понимания, где ученику предлaгается текст с пропусками слов. Он должен вписать в каждый пропуск одно или несколько слов так, чтобы в целом получался связный рассказ.
Прием «Создание карты понятий» — построение картины предметной области или определенной темы во всех ее взаимосвязях. Могут использовaться карты понятий и семантические сети.
Прием «Кластер. Органайзеры» способствуют развитию умения работать с текстом, позволяет учиться формулировaть главную мысль, выделять ключевые слова, делить текст на структурные части, разворачивать ее.
Прием «РАФТ» направлен на способность рассматривать тему с разных точек зрения; активизацию навыков письменной речи школьников.
Прием «Диаграмма Венна» — графический способ, с помощью которого можно выявить общее в сравниваемых областях, подчеркнуть рaзличия и обобщить знания по выбранной теме.
Прием «Исследовательская карта» – «запоминание с пониманием» по изучению слов.
Прием «Формула ПОПС»— позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Учащимся предполагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС- формулы:
П-позиция
О-объяснение (или обоснование)
П-пример
С-следствие (или суждение)
Уникальность данного приема состоит в том, что в считанные минуты можно получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.
Прием «Синквейн»-составление стихотворения, состоящего из пяти строк. При этом написание каждой их них подчинено определенным принципам, правилам.
Прием «Найди соответствие»-способствует развитию аналитико- синтезирующего мышления- развитию умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
Прием «Создай паспорт»-направлен на систематизацию, обобщение полученных знаний, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления, создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.
Грамотная работа с текстом на уроках – это не только часть обучения русскому языку. Так как цель современного образования – это воспитание функционально грамотной личности, то текстовые упражнения, прежде всего, должны быть ориентированы на достижение поставленной цели. Также в процессе обучения русскому языку и литературе значительное место должно отводиться не только обучению, но и воспитанию ребенка.
Работая с текстами у учащихся пробуждается интерес к основам этики, морали и нравственности.
Работа с текстами должна позволять ученикам проявлять свои творческие наклонности, пробуждать в них интерес к изучению русского языка и литературы, окружающего мира, его явлений. Предлагаемые тексты должны иметь историческую, литературную, познавательную направленность, готовить учеников к выбору профессии, к жизни в обществе, к познанию себя и своих потребностей.
Благодаря грамотному подбору материалов ученики при работе с текстом смогут освоить не только базовые разделы языка, такие, как лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, но и научатся высказывать свое мнение, анализировать содержание текста, определять его тему и идею, самостоятельно продолжать текст, создавать свои произведения. Работа с текстами не должна иметь только научную направленность. Текстоцентрический подход должен составлять основу обучения русскому языку и литературе в школе.
Активная работа с текстами на уроках русского языка и литературы также способствует развитию у учащихся четырех основных компетенций: культороведческой, языковой, лингвистической и коммуникативной. Только при работе с текстами в рамках уроков возможно грамотно развивать компетенции учащихся уже в самом начале их обучения в школе.