Выбор профессии один из важных этапов в жизни каждого человека. Как выбрать ту профессию, которая была бы и по душе и по плечу? Этот выбор можно сделать только в том случае, когда человек хорошо осведомлен и информирован. Нужно сознательно и самостоятельно стать на позицию равного уважения к разным видам труда.
Делая осознанный шаг, надо верить, в то, что профессия может перерасти в призвание.
С детства я была разносторонним ребенком: пела, танцевала, рисовала, придумывала и шила одежду куклам, лечила их. Мечтала стать врачом или учителем. Но моя мечта, к сожалению, осуществилась не сразу. После окончания восьмилетней школы поступила в медицинское училище. Занимаясь в балетной студии, получила травму и вынуждена была уйти. Окончила вечернюю школу и ПТУ, получила специальность портная женского легкого платья.
Но жизнь не стоит на месте и моя мечта сбылась. Окончив Целиноградский государственный институт им. С.Сейфуллина, стала учителем русского языка и литературы.
Вот уже 32 года занимаюсь любимой профессией. Из них 25 лет — учитель технологии высшей категории высшего уровня квалификации.
Знания, умения, мастерство, которые получала раннее, понадобились мне и как учителю предметнику, и как классному руководителю. Я люблю свой предмет и считаю его важным для интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Обучение в школе – это значительная часть жизни ребенка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат его востребованность на рынке труда, конкурентоспособность, успешность в профессиональной и семейной жизни.
Переступив порог школы, ребенок попадает в невиданное, в другой мир и окружение. Как его встретит учитель, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Главным человеком в школе остается – учитель.
Профессия учителя считается одна из самых сложных. Нам доверяют родители самое дорогое, самое ценное — своих детей. Учитель не только учит учиться, не только передает свои знания, но помогает найти себя и выстоять в этом сложном мире, влияет на взгляды, воспитывает, формирует характер и личность.
Ш. А. Амонашвили: «Детей надо любить всем сердцем, и чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм».
К.Д. Ушинский доказывал, что система воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие нравственные качества: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду.
А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.
Не каждый человек может стать великим поэтом, художником или преуспевающим бизнесменом, и не каждый может стать настоящим учителем. Напрашивается вопрос: будешь ли ты счастливым и успешным, например, бизнесменом, и какой смысл?
Великий казахский поэт-мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные – вот главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека. Тогда труд его и достаток обретают смысл».
На мой взгляд, это касается именно нас — учителей. Кто хочет стать учителем, должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу.
Конечно же, без призвания в профессии, невозможна педагогическая деятельность.
Итак, что значит быть настоящим учителем?
За время работы в школе, я усвоила главные правила: детей нельзя обманывать, нельзя притворяться, надо быть искренним, открытым, честным.
Учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, каждый урок проводить интересным, результативным, а главное запоминающимся. Любить одинаково каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого. Радоваться и сопереживать вместе с ним.
Для меня быть учителем, значит быть человеком творческим, индивидуальным, стремящимся к человеческому контакту с учениками, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией.
А какой же учитель я? Обучая и воспитывая детей, я всегда помню, что любовь воспитывается любовью, доброта – добротою.
Люблю учеников одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, но с особой любовью и огромной ответственностью, отношусь к детям коррекционных классов. Большое внимание уделяю развитию у учащихся практических навыков труда и воспитываю человека деятельного и предприимчивого, способного самостоятельно составлять и реализовать свои планы.
Привлекаю детей слушать и слышать, вести переговоры, с уважением относиться друг к другу при критике, анализе и самоанализе своей деятельности. Учу умениям распознавать трудности и проблемы в знаниях, решать их, находить и анализировать информацию, брать на себя ответственность, воспитывать уверенность в себе.
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаю в ее оценки. Оценивать — значит установить уровень, степень или качество чего-либо.
Оценка – качественный показатель, например, «Ты молодец!», «Ты умница!».
Дети очень ценят похвалу, воспринимают с гордостью свои достижения, появляется мотивация к выполнению работы.
Для мотивации, активизации, восприятия и пробуждения познавательного интереса у учащихся, применяю интерактивные формы обучения, стимулирующие активность и самостоятельность, что является эффективным средством развития у школьников
Большой опыт позволил мне стать автором учебников и УМК 12 — летней школы по предмету «Технология» (девочки) 5,6,7,9,10,11 классы с казахским и русским языком обучения. Автором программ с 5 — 11 классы (2013 г) и учебников 5- 11 классов (первое и второе издание), по предмету «Технология» для общеобразовательных школ Республики Казахстан. Мой труд отмечен сертификатами, грамотами, благодарственными письма и занесением в Международную энциклопедию «Лучшие в образовании».
Я люблю свою работу, в которой нахожу радость и удовлетворение, осознавая огромную ответственность перед детьми, родителями и своей совестью. Я — счастливый человек, занимаюсь тем, что умею и люблю!
Быть учителем — значит создавать будущее. Это мое призвание.
Якупова Наталья Андреевна
учитель технологии
школы-гимназии № 14
г. Астана