Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые семь – восемь лет жизни ребёнка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления, поиском новых методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них начала экологической культуры.
К числу таких методов можно отнести игровую деятельность, которая по утверждении психологов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева) преобладает в дошкольном детстве. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра.
«Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире».
В процессе общения с природой в игровой форме, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность природы каждого объекта, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств.
Какие же условия необходимы для того, чтобы дети имели возможность проявить творчество в экологических играх, чтобы эти игры были привлекательны?
Во-первых, необходимо, чтобы содержание игры соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.
Во-вторых, педагогическое сопровождение игр должно строиться с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка.
В-третьих, предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в её создании должны принимать участие дети. Выполнить эти условия позволит игровая деятельность.
На занятиях использую следующие формы и методы работы с детьми:
- экологические беседы «Поможем природе!», «Растения просят помощи» «отчего плачут деревья», «о чем мечтала поляна».
- использование на занятиях эколого-педагогических ситуаций, экологических задач.
- чтение и обсуждение книг о природе и её охране.
В своей работе использую игры экологического содержания: настольно – печатные «Зоологическое лото», «Четыре времени года» и т.д.,
словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т. д.,
подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т.д.
В процессе игры заметно изменяется отношение детей к природным объектам.
В наблюдениях за природой в сознание детей закладывается ясное и точное представление о предметах и явлениях природы: в живой природе все связано между собой, отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, организм и среда – неразрывное целое.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Во время прогулок и экскурсий дети проявляют большой интерес к жизни птиц и насекомых. Бережнее относятся к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Дети начинают понимать, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Играя с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки), я использую такие дидактические игры, как «С какого дерева упал лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листьев?», «Выложи узор из камушков». Все эти игры я организовываю во время прогулки: дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь к природе и бережное к ней отношение, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
С самого начала учебного года вела постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно с детьми осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагала побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц.
Закреплению знаний о животных способствуют различные сюжетно-ролевые игры. Например, «В мире животных», «Зоопарк». Через игру я закрепляю знания детей об овощах, растущих в нашей местности, например «Овощной базар». В процессе чтения и рассказывания сказок провожу с детьми игры-драматизации. По сказкам «Колобок», «Теремок на новый лад или дружба зверей», «Заюшкина избушка» закрепляю знания о диких животных, живущих в нашем крае.
Экологическое воспитание проводим в тесной связи с семьёй. Уже на первом родительском собрании мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:
1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;
2) заботиться о птицах, животных;
3) учить детей видеть красоту окружающей природы.
В своей работе на занятиях мною используется всё многообразие средств экологического воспитания (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры); создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др., в учебном помещении созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы –все это стимулирует активность детей, создает положительный, эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей.
Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Е. С. Морозова , воспитатель,
ГККП «Ясли-сад «Ақ бота
г. Петропавловск