Цель: расширить и обобщить представления детей о значении леса в жизни человека: систематизировать представления о лесе как об экосистеме; совершенствовать речь, на основе имеющихся знаний о лесе, учить детей размышлять, делать умозаключения, расширять представления о взаимозависимости объектов окружающей природы; воспитывать желание беречь окружающие леса.
Предварительная работа: отгадывание загадок о лесе; экспозиция «Дары леса»; рассматривание альбомов «Дикие животные», «Растения леса»; рисование на лесную тематику; чтение произведений художественной литературы о лесе, беседы о растениях, животных.
Ход беседы
Ребята, мы с вами рассматривали много картин о лесе, прочитали много произведений о лесе, беседовали о растениях и о животных, мастерили поделки из природного материала, рисовали.
Давайте, сегодня мы еще раз поговорим о лесе.
— Как вы думаете, почему лес называют богатым, добрым, могучим? ( Потому, что лес — это сообщество растений, животных, насекомых, птиц. В лесу живут разные звери, птицы. Для них лес — родной дом и кормилец, а для человека — друг.)
— Какие деревья можно встретить в лесу?
— Почему именно эти деревья? Объясните.
— Что вы знаете о лесах, расположенных вокруг нашего города? ( Леса вокруг города Астана еще молодые. Деревья растут те, которые приспособлены к нашим климатическим условиям — тополь, береза, осина, ель, сосна).
— Какие кустарники произрастают в наших лесах?
— Как растения помогают птицам, животным? (Ежевика, боярышник, шиповник. Птицы и животные употребляют в пищу плоды и ветки этих растений.)
— О каких лесных растениях мы забыли? (На полянках и под деревьями, кустарниками растут разные травы.)
Согласны ли вы с тем, что я скажу?
Найдите ошибки и объясните, почему это ошибка.
— В лесу можно встретить ландыш? (Да).
— В лесу можно встретить тысячелистник? (Да).
— В лесу можно встретить петунью? (Нет).
— В лесу можно встретить мяту? (Да).
— В лесу можно встретить розу? (Нет).
— Что было бы, если бы не было лесов, деревьев?
— Зачем люди выращивают леса, парки?
— Как вы думаете, что надо делать, чтобы лесов становилось много, и они радовали своей красотой и приносили пользу людям и животным? (Охранять, расчищать лес, сажать).
Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.
Лес — богатство и краса, береги его всегда.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Воспитатель: Котвицкая Т.Ф.,
старшая группа детского сада
Школа развития «Почемучка»