Білім аумағы: «Таным».
Бөлім: Экология.
Мақсаты: закрепить знания о приметах весны, расширить представления о насекомых и их характерных признаках. Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания. Воспитывать у детей любовь к природе, заботу о ее обитателях.
Сөздік жұмысы: весна, насекомые.
Билингвалдық компонент: көктем, көбелектер, қанқыз, ара, қоңыз, шегіртке.
Көрнекі құралдар: цветы, бабочки, музыка, маски: комар, пчела, лягушка, схема, картинки, природный материал.
Сабақтың барысы.
Дети заходят в группу.
Д.: Сәлеметсіздер ме, құрметті қонақтар!
П.: Посмотрите, ребята, какой сегодня замечательный весенний денек. Солнышко так приветливо светит нам. Протяните ваши ручки к солнышку.
Д.: Давайте порадуемся солнцу и птицам.
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
Доброе утро!-скажем мы вместе.
(берутся за руки)
П.: Я хочу узнать, вы умеете отгадывать загадки. Мұқият тыңдандар. Слушайте внимательно:
Она приходит с лаской,
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу цветочки расцветут.
Д.: Это весна.
П.: Дұрыс. Катя, қазақша айт: мынау көктем.
Д.: Мынау көктем.
П.: Жарайсың. Лиза, қазір жылдың қай мезгілі?
Д.: Қазір көктем.
П.: Из далеких краев,
К нам на крыльях ветров
Прилетает весна,
И приносит с собой перемены.
П.: На смену зиме спешит весна. Недаром, говорят, что весна-утро года. Как вы думаете почему? Д.: Потому что природа просыпается после долгого зимнего сна.
П.: По каким приметам мы весну узнаем?
1 ребенок:
Солнце ярко засветило,
Снег холодный растопило.
2 ребенок:
Кап-кап-кап! Капель стучит,
Ей в ответ ручей журчит.
3 ребенок:
Ағаштағы жапырақтар
Бүршік атты бірігіп.
4 ребенок:
Просыпаются цветы,
Травы, бабочки, жуки.
П.: Весной просыпаются растения, животные и насекомые. Сегодня мы пойдем в гости к этим маленьким жителям полянки.
– Көздеріңді жұмындар.
Бір, екі, үш
Далаға келіп түс.
-Біз даладамыз. Қараңдаршы, жан-жағымыз қандай әдемі. Лера, мынау не?
Д.: Мынау гүлдер.
П.: Дұрыс. Максим, қандай гүлдер?
Д.: Әдемі гүлдер.
П.: Өте жақсы. Увидев цветы, закружились над полянкой красивые.
Д.: Это бабочки.
П.: Даша, айт: мынау көбелектер.
— Балалар, көбелектер не істей алады?
Д.: Көбелектер ұшады, айналады.
П.: Правильно, они летают над цветами, спасают их от зноя. Давайте дружно позовем их:
Бабочки-коробочки
Прилетайте с облачка.
Вы над полянкой полетайте.
С нами вместе поиграйте.
-Посмотрите! Кажется, они действительно летят к нам. Полетели навстречу бабочкам. Сергіту сәті:
Дала қандай керемет
Қойның гүлге толады.
Қызыл-жасыл көбелек
Бір ұшып, бір қонады.
П.: Даланың ауасы қандай таза, гүлдің жұпар иісі. Кәне демалайық.
Носом вдох,
А выдох ртом,
Дышим глубже, а потом плавно дуем.
-Ой, ребята, кто же там?
П.: Сок с цветочков собирает,
В мед душистый превращает.
В гости к нам летит сама.
Д.: Это пчела. Мынау ара.
П.: Села пчелка на цветок.
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар…
Комар:
Не іздеп жатырсың?
Пчела:
Балшырын.
Комар:
Сен шаршаған жоқсың ба?
Пчела:
Ара ұясы толсын балға.
Игра: «Комарик».
Сел комарик под кусточек,
(дети сидят на стульях)
На еловый на пенечек,
Свесил ноги на песочек,
(покачивают ногами)
Сунул носик под листочек.
(прячутся за стулья)
Спрятался!
Тут лягушка выходила
И комариков ловила
(ребенок в шапочке лягушки ловит детей).
П.: Посмотрите, в травке, я нашла «Божью коровку». Она самая яркая из жуков. А по-казахски называется — қанқыз. (индивидуальные и хоровые ответы).
-Қандай қанқыз?
Д.: Кішкентай қанқыз.
П.: Түсі қандай?
Д.: Қызыл қанқыз.
П.: Арқасында не бар?
Д.: Қара нүктелер.
П.: А что у божьей коровки есть?
Д.: У нее на голове два усика, а на туловище с каждой стороны по три лапки
— всего — 6.
П.: Хотите узнать почему так назвали жука?
В старые времена «божьим» называли человека безобидного, простодушного, доверчивого. Вот и божья коровка никого не кусает, не царапает. Она такая яркая. У божьей коровки есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности на сгибах ножек выступают капельки жидкости, так называемое «молоко», которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она,как настоящая коровка дает молочко, то ее и назвали «Божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно. Божьи коровки полезные насекомые. Они спасают растения от тли. Тля — это вредное насекомое, которое съедает листочки. Поэтому божьи коровки надо беречь.
-Ребята, вам нравятся чудеса? Послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо- это то, что жуки, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, божья коровка. (показ схемы развития). Она отложила много яиц. Из них выйдут личинки. Пройдет время и превратится личинка в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появится божья коровка. Пошевелит она крылышками и улетит. А теперь давайте еще раз назовем этапы развития божьей коровки, используя схему.
П.: Алдымен не салады?
Д.: Жұмыртқа.
П.: Жұмыртқадан не шығады?
Д.: Құрт.
П.: Неге айналады?
Д.: Қуыршаққа.
П.: Қуыршақтан не шығады?
Д.: Қанқыз.
П.: Жарайсыңдар. Ой, ребятки!
На полянке возле речке
В травке прыгает …
-Кузнечик.
— Қазақша қалай болады?
Д.: Шегіртке.
П.: Қандай шегіртке?
Д.: Шегіртке жасыл.
П.: Почему кузнечик зеленый?
Д.: Кузнечик живет в траве.
П.: Зачем ему нужна такая окраска?
Д.: Защищаться от врагов, прятаться.
П.: Давайте поиграем.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп!
Сели и покушали,
Тишину послушали.
Снова выше плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок-высоко,
На носочке-легко.
-А вот и пенечки, отдохнем. Окраска и размеры у всех жуков разные. Почему нельзя обижать насекомых?
Д.: Они живые.
П.: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?
Д.: Наблюдать, как они летают, прыгают, бегают, слушать как они жужжат.
П.: Суретке қараңдар. Қандай жәндік ұшады, қайсысы секіреді, қайсысы жорғалайды.
Д.: Көбелек, маса, инелік, ара ұшады.
Д.: Қоңыз, өрмекші, құмырсқа жорғалайды.
Д.: Шегіртке секіреді.
П.: Молодцы. Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. Көздеріңді жұмыңдар.
Бір, екі, үш
Балабақшаға келіп түс.
-Вот мы и в группе. Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали? С кем встретились? Как надо вести себя на природе? (ответы детей)
-Я вас приглашаю в природную мастерскую, сделаем портреты наших друзей
— насекомых. Скажите, пожалуйста, что лежит на столе?
Д.: Листики, семена, перец.
П.: Все это природный материал. Прежде, чем начать работу разогреем ручки.
Пальчиковая гимнастика:
Божьей коровки папа идет.
Божьей коровки мама идет.
Следом за мамой детишки идут.
Дружно по травке все вместе бредут.
П.: А теперь приступайте к работе.
Творческая работа детей.
Помощь воспитателя.
Анализ.
-Молодцы, ребятки! Какие славные получились портретики. Мы их поместим в уголок природы. Пришла пора проститься нам с нашими гостями.
-Сау болыңыз!
Фатхулисламова Р.К.,
воспитатель,
ГККП ясли-сад «Ласточка»,
СКО, г.Петропавловск.