Сегодня в условиях изменения социальной жизни, в век компьютеризации и телефонии возникает проблема чистоты и выразительности речи. Поэтому я выбрала тему: «Развитие выразительной речи детей через художественное слово». В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Развитие этих навыков и способностей – важнейшая задача воспитателя детского сада. Важнейшим источником развития детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Литературные произведения выступают перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературных произведений будет полным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Основной моей задачей стало привить детям любовь к художественному, выразительному слову, уважение к книге. Я стараюсь много и часто читать и рассказывать детям, разучивать стихи. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство родного языка, развивает поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывает способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихов. При этом у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности. Художественное слово – могучее средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащения словаря детей. Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи. Из книги ребёнок изучает много новых слов, образных выражений, что помогает излагать своё отношение к прослушанному, увиденному, приводит к образной выразительности речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками
выразительного чтения приобретает особое значение. Передо мной стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей, как произведение искусства. Я стараюсь выбирать для чтения такие произведения, которые будут интересны и понятны детям. Часто организую пересказ по ролям, что даёт детям возможность вживаться в образы героев произведения и отразить в своей речи какие-то черты характера того или иного персонажа. Составляя конспекты НОД или открытых мероприятий, насыщаю их театрализованными сценками, сказками, стихотворными текстами. Часто использую в работе фольклор. Считаю, что такая форма работы помогает в развитии речи даже самых малоактивных, застенчивых и замкнутых детей. Умение правильно воспринимать литературное произведение необходимо воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Поэтому речь педагога должна быть настолько красивой, чтобы приворожить детей во время прослушивания даже самой простой и знакомой сказки. Прививая, навыки активного слушания у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, выразительная речь. Работа над выразительностью речи – комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности – на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы, делает его коммуникативным, интересным человеком.
Сисимбаева Савле Калихановна воспитатель
я/с №11 «Гаухар» г. Астана