Home » Баяндамалар » Характеристики девиантного поведения подростков

Характеристики девиантного поведения подростков

Термин «девиантное поведение» впервые ввел в употребление

Я.И. Гилинский. Девиантное поведение связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, нормам, правилам поведения, идеям, ценностям, поэтому возникла тенденция считать его «ненормальным» и в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», т.е, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

Девиантность определяют, опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения.

Изменения, которые происходят в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это подрывает ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях появляется чувство одиночества и незащищенности.

Для девиантных подростков характерны такие особенности, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Исследования показывают, что ярко выраженное девиантное поведении наблюдаются у несовершеннолетних, находящихся и воспитывающихся в интернатах и детских домах. В 90 процентах случаев несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, ведущими аморальный образ жизни, с самого раннего возраста предоставленные сами себе, познавшие все тяготы взрослой жизни проживавшие в семьях, где родители не выполняли свои функциональные обязанности, жестоко обращались с детьми, употребляли алкоголь и наркотики. Наблюдения и исследования показывают, насколько тяжелы аномалии развития личности детей, оставшихся без родительской любви и ласки в раннем детстве. Эти дети регулярно «пополняют» преступный мир

Наиболее часто несовершеннолетними совершаются правонарушения в отношении сверстников или других лиц, которые характеризуются как нарушение прав и безопасности личности.  Выделяются факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

— потребность в престиже, в самоуважении;

— эмоциональная неустойчивость;

— агрессивность;

— отклонения в психическом развитии;

— неадекватная самооценка.

Подростки с асоциальной агрессией сильно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение.

Наиболее распространенными целями агрессивного поведения могут быть:
— причинение боли жертве;
— месть за перенесенное страдание;
— доминирование, власть над другим человеком;
— получение материальных благ;
— аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта;
— самоутверждение, повышение самооценки,;
— отстаивание личностной автономии и свободы;
— завоевание авторитета в группе сверстников;
— удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
— привлечение внимания.

Суицид. К девиантному поведению также можно отнести и суицид. От латинского «убивать себя» — это умышленное лишение себя жизни. Такое поведение рассматривается как акт отчаяния, неспособность дальше руководить своей жизнью. Подростковый суицид в основных чертах повторяет взрослый, но имеет свою специфику. Сильно влияют на особенности суицидального поведения кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст, а также межличностные отношения со сверстниками и родителями. Психологический смысл подросткового суицида  крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Причиной суицида могут быть конфликты в бытовых, учебных, личных сферах отношений. Конфликт представляется подростку как очень значимая кризисная ситуация. Поэтому суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием. У подростков часты замыслы и попытки суицида, нежели его завершение. Характерно демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц.

Алкоголизм.  Потребление алкоголя подростками относится к наиболее острым социальным и педагогическим проблемам. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы.

Профилактические действия:

  • запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;
  • проведение групповой антиалкогольной терапии;
  • постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы с проституцией: запрет, регистрация и медицинское наблюдение, профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, не позволяет полностью решить проблему.

Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Причинами побегов из дома подростков часто являются потерянные семейные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек — демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, как правило, без подготовки и раздумий. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя. Как правило, попадают в асоциальную компанию, начинают употреблять алкоголь или наркотики.

Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего

это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями, повышение внимания к своему здоровью. В некоторых случаях эти страхи кратковременны, проходят, после успокоительной беседы. В других случаях могут иметь более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психокорректирующие технологии и методики.

Вандализм и граффити. Вандализм — одна из форм разрушительного поведения. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Мотивы вандализма бывают такими:

— Скука. Причина — желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений.

— Исследование. Целью разрушения является любопытство.

-Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.

Причины, побуждающие к созданию граффити:

— Утверждение личности. Выполнение граффити на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;

— Протест против социальных и культурных норм;

— Злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;

— Сексуальные мотивы;

— Развлекательные мотивы.

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, изменяются ценностные ориентации. Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя. В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит бедность духовного мира, отчуждение. Можно выявить основные причины, приводящие к девиантному поведению подростков. Это — потребность в самоуважении; эмоциональная неустойчивость; агрессивность; отклонения в психическом развитии; низкое самоуважение; неадекватная самооценка и др.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное воспитательное воздействие на подростка с четким определением средств, форм и методов. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами — все это отражается на ребенке. Поэтому важно дать возможность почувствовать подросткам, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь.

 

Жаналина Лаула Еркеновна,

старший преподаватель

ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

по Костанайской области

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.