Home » Учебно-методические материалы » ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              ЕдигеноваЗ.С.

                                                                                                          учитель русского языка и литературы  сш № 30,

                                                                         г.  Костанай

                   Язык и мышление неразрывно связаны (это основы теории обучения русскому языку), поэтому познавательные универсальные учебные действия выражаются в умении формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, которые опровергают или доказывают определенный тезис. Это и информационные умения по извлечению необходимой информации из различных источников. Функциональная грамотность также предполагает сформированность регулятивных универсальных учебных действий: ребенок должен уметь планировать последовательность своих действий, изменять стратегию своего общения, осуществлять самоконтроль, оценку, самооценку,  самокоррекцию.

Так, например, при изучении причастий в 7 классе учащиеся впервые знакомятся с данной формой глагола, поэтому на первоначальном этапе урока учащиеся повторяют основные сведения о глаголе, необходимые для изучения причастия. Так как причастие обозначает признак предмета по действию,  необходимо также формировать умение отличать причастие от прилагательного. Детям предлагается записать и сравнить слова: жёлтый, желтеть, желтеющий. Учащиеся определяли лексическое и грамматическое значение слов. По лексическому значению – значение цвета, по грамматическому – признак предмета, действие предмета, признак предмета по действию. На данном этапе формировались познавательные универсальные учебные действия: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

На уроке по теме «Склонение причастий» учащиеся знакомятся с условиями выбора окончаний в причастии, сопоставив с условиями выбора окончаний прилагательного. Учащимся предлагается подобрать к словосочетаниям с причастиями словосочетания с однокоренными прилагательными: шумящий поток – шумный поток, на потемневшем горизонте – на тёмном горизонте, желтеющим лесом – жёлтым лесом, колющийся шиповник – колючий шиповник и т.д. Учащиеся определяют, в чём сходство, и делают вывод. На данном этапе формировались познавательные универсальные учебные действия: умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, строить рассуждения, осуществлять подведение под понятие. При изучении темы «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями» детям предлагается записать словарный диктант на правописание НЕ с прилагательным. После работы сравниваем полученные результаты и вспоминаем изученное в 6 классе правило. Возникает вопрос: «Как же писать НЕ с причастиями?». Проблемную ситуацию предлагается разрешить с помощью материала учебника.  На данном этапе формировались познавательные универсальные учебные действия: умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения. Проблемная ситуация, возникшая на уроке, позволяет учащимся сформулировать тему урока: «Правописание причастий с НЕ». А цели урока они назвали следующие:  1) знать правило правописания причастия с НЕ;  2) научиться писать причастие с НЕ;  3) уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. На этом этапе урока формировались коммуникативные универсальные учебные действия: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения. А также регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно формулировать тему и цели урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.  На этапе закрепления полученных знаний ученикам предлагается дифференцированная самостоятельная работа. Учащиеся 1-й группы — с высоким уровнем  ЗУН  по данному предмету —  выполняют упражнение повышенной трудности из учебника, где им предложено списать текст, раскрыв скобки. Остальные дети выполняют упражнение по индивидуальным карточкам.  Им надо будет в практической работе закрепить правописание НЕ с причастиями.                                                При изучении наречий в 7 классе учащиеся вспоминают, что они уже знают об этой части речи. Они уже умеют определять наречие как часть речи по вопросу и грамматическим признакам. В 7 классе, повторяя сведения о наречии, полученными учащимися ранее, необходимо сформировать умение определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, уметь находить наречия в тексте, уметь разграничивать наречия от других самостоятельных частей речи. На уроке по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями» необходимо также повторить ранее изученные сведения о правописании НЕ с прилагательными, так как наречия на  —    -О, -Е  образованы от качественных прилагательных. Поэтому нужно сопоставить правописание НЕ с прилагательными и НЕ с наречиями (при необходимости можно также повторить правописание НЕ с существительными). Можно составить алгоритм «Правописание НЕ с именами прилагательными»: Слитно: 1) не употребляется без НЕ; 2) нет противопоставления; 3) нет слов отнюдь не…       4)  можно заменить синонимом. Раздельно:  1) употребляется без НЕ;  2) есть противопоставление;  3) есть слова отнюдь не…    4) нельзя заменить синонимом. Затем ребятам предлагается в заглавии алгоритма дописать слово наречие рядом со словами имя прилагательное.

Далее учащимся предлагается проверить правильность алгоритма по материалу учебника. Учащиеся выдвигали аргументы, строили логическую цепь рассуждений, находили доказательства, которые доказывают определенный тезис. Таким образом, учащиеся пришли к выводу, что, зная одно правило, они будут знать другое. На данном этапе формировались познавательные универсальные учебные действия: осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.

                                                                                                                                                                           

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.