Обобщение педагогического опыта
Эстетическое воспитание — неисчерпаемый источник духовного богатства и нравственной культуры общества, важный фактор становления личности, её творческой индивидуальности, развитой всесторонне и гармонически.
Круг задач, решаемых школой — комплекс эстетического воспитания — широк и разнообразен: создать условия для приобщения учащихся к сокровищнице мирового и национального искусства, воспитать исполнителей, а также активных слушателей музыки, участников художественной самодеятельности — пропагандистов музыкально-эстетических знаний.
Воспитание музыканта — скрипача — сложнейший, трудоемкий процесс. Качество интонирования — основной показатель мастерства скрипача-исполнителя. Эта проблема выбрана мною в качестве методической темы по причине её актуальности для массовой исполнительской практики.
Среди важнейших проблем скрипичной педагогики, возникающих уже в самом начале обучения скрипача, одной из наиболее сложных является проблема «постановки» — в широком понимании этого общепринятого термина. Трудно переоценить значение постановки для всего дальнейшего развития скрипача. Неудивительно, что этой проблеме посвящено, пожалуй, наибольшее количество страниц в методической литературе и в самых различных школах игры на скрипке. Однако авторы весьма различно подходят к решению проблемы постановки. Подавляющее их большинство исходит из так называемого «универсального» способа держания скрипки и смычка; они стремятся также к «единой» и неизменной форме двигательного процесса для всех.
Разобщенная постановка рук — самый ответственный момент постановочного периода, который требует строго учитывать физиологические закономерности двигательных действий рук.
Важнейшие условия этого процесса: нахождение оптимальных точек опоры для корпуса и рук, взаимодействий верхней и нижней частей корпуса, мышечных групп плечевого пояса, области поясницы и тазобедренных суставов. На мой взгляд, даже в современной методической литературе проблеме предварительной двигательной подготовки ученика уделено недостаточно внимания.
Система постановки рук требует большой аккуратности. Недостаточно точное действие одного из звеньев цепи ведет к нарушению всей системы и негативным образом влияет на качество игры исполнителя. Воспитание всех перечисленных двигательных действий рук следует вести строго последовательно, добиваясь их максимального единства.
На сегодняшний день существующие методические работы широко освещают аспекты воспитания скрипачей, дают важные рекомендации по методике обучения. В этих работах очень часто говорится о «естественности инструментальных движений».
Интонационный слух — один из важнейших компонентов музыкальных способностей. Его свойство — способность воспринимать, запоминать и воспроизводить звуки разной высоты. Главное внимание уделяется изучению связей звуков, мелодии. Поэтому лучшее это свойство слуха называют мелодическим, подчеркивая тем самым его способность воспринимать, запоминать и воспроизводить мелодию. Наличие данного слуха является определяющим для профессионального развития скрипача. Вопрос о точности интонации рассматривается не только музыкантами-исполнителями, но широко обсуждается и в теоретической литературе по вопросам воспитания музыкального слуха. Имеющиеся исследования данного вопроса не раз заостряют внимание на важность целенаправленной работы и её системности. «В музыке быть в тоне, то есть верно интонировать, — закон интонации как высказывания мысли и чувства».
Основной задачей для меня, как преподавателя, является развитие индивидуального мелодического слуха учащегося, и как результат — достижение максимальной чистоты интонации при исполнении.
Верность интонации — это активное проявление точности восприятия с другой стороны, обучение в условиях чистого интонирования создает благоприятные условия для воспитания верности восприятия. Следовательно, чистота интонирования есть не только результат воспитания, к которому надо стремиться, но также и одно из условий успешного слухового воспитания вообще. Для совершенствования методики воспитания внутренних слуховых представлений важно выяснить, какой смысл современная наука вкладывает в широко бытующее понятие «музыкальный слух»? Обратимся к музыкальной энциклопедии. Ю. Н. Рагс в статье «Слух музыкальный», считая этот феномен в целом способностью полноценно воспринимать музыку, необходимой предпосылкой композиторской и исполнительской деятельности, выделяет две стороны функционирования данного свойства. С физиологической стороны слух обеспечивает восприятие отдельных параметров высоты, громкости, тембра и длительности музыкального звука. С психологической — это «своеобразный механизм первичной переработки музыкальной информации и выражения к ней — анализа и синтеза ее внешних акустических проявлений, её эмоциональной оценке».
Н. Римский-Корсаков писал, что «В основе музыкального слуха лежит: а) слух гармонический и б) слух ритмический, или ритмическое чувство». Гармонический слух Римский-Корсаков разделял на «слух строя и слух лада». Слух строя, слух стройности, то есть чувствительность к чистоте строя, к настройке, воспитывается, по его мнению, игрой на точно настроенном инструменте и пением под аккомпанемент. Слух ладовый, то есть способность различать мажор и минор и т.д., воспитывается игрой и пением вообще и развивается преимущественно «от упражнения в сольфеджио».
С. Майкапар в своей работе «Музыкальный слух», говоря о хорошей интонации, понимает её как: 1) чистоту интонации в отдельном звуке, 2) чистоту интервала между различными звуками и 3) удовлетворение чувства тональности.
Музыкальная чистота не может быть обнаружена вне интервала. Говоря о чистоте данного звука в музыке, мы имеем в виду его точность в отношении других звуков мелодии или звуков музыкального строя. Отделять чистоту звука от чистоты интервала неправильно.
«Лад трактуется не просто как звукоряд с указанием опорного тона (или опорных тонов), но и как некоторая обобщенно понимаемая интонационная модель, ряд попевок определенного типа». Ладов много и каждый из них имеет свой характер: мужественный и бодрый, страстный и возбужденный, веселый, грустный, глубоко печальный, связанный с чувством любви (например, лады азербайджанской музыки). Лад это именно та, существующая еще до исполнения, музыкально-интонационная и эмоционально-выразительная данность, которая непосредственно подлежит исполнительской реализации. В этом смысле лад в какой-то степени подобен музыкальному произведению.
Методы освоения различных приемов связывания звуков смычком одновременно должны быть ориентированы на разностороннее воспитание внутреннего музыкального слуха скрипача. Существенным подспорьем здесь могут стать сольфеджирование и прослушивание записей выдающихся исполнителей, в том числе и вокалистов. Эти вспомогательные виды занятий в комплексе должны содействовать развитию активного мелодического слуха, то есть восприятия и мышления, направленных на слуховое постижение мелодии не просто как последовательности высотных точек, а как звуковой сопряженности, «непрерывности, плавности вливания, впевания тона в тон».
Известно, что музыкально-слуховое восприятие связано в первую очередь со специфической ладовой настройкой как психологической установкой играющего. Поэтому при сольфеджировании мелодии в начальном периоде занятий на скрипке мало достигать звуковысотной чистоты интонирования. Главное состоит в том, чтобы добиваться слитного, текучего ее воспроизведения, выявляющего смысл мелодического построения в целом.
Для развития этих качеств полезными в скрипичном классе могут стать некоторые современные методы преподавания сольфеджио, например, систематизированное изучение ладоступенных связей, фиксация их с помощью двигательных (ручных знаков) и речевых символов, широкое использование транспонирования кратких мелодических попевок. Штрихи — артикуляционное явление интонационного порядка.
Методической основой развития интонационного слуха является:
- Воспитание чувства лада и ладовых связей звуков.
- Изучение и закрепление слуховых представлений элементов музыкального языка.
- Выработка певческих навыков, с точной интонацией.
- Умение оперировать слуховыми представлениями и знаниями для воплощения их в пении и игре на инструменте.
- Умение слушать и оценивать качество исполнения, в том числе и собственного.
Невозможно переоценить важность всего начального периода обучения скрипача. Задача естественной и целесообразной постановки рук скрипача и их движения в исполнительском процессе – проблема, которая возникает в самом начале обучения игре на скрипке. В игровом процессе руки скрипача производят весьма сложные, совершенно различные для каждой руки движения, что весьма затрудняет их координацию. Важнейшим аспектом работы педагога в начальный период обучения является воспитание в ученике сосредоточенности и способности к самонаблюдению в занятиях. Так как неправильные приемы, закрепленные в процессе выработки постановочных и игровых навыков, могут помешать дальнейшему гармоничному развитию скрипача, как в техническом, так и в художественном планах.
Основной задачей для меня, как преподавателя, является развитие индивидуального мелодического слуха учащегося, и как результат — достижение максимальной чистоты интонации при исполнении. Процесс исполнения — момент соприкосновения с миром прекрасного. В. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания… Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая неповторимость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому».
Попова Елена Владимировна,
преподаватель по классу скрипки,
иллюстратор.
г. Петропавловск