Количество участников тренинга: 8 — 10 человек.
Продолжительность тренинга: 50 минут.
Цели и задачи:
- Развитие рефлексии деятельности и поведения у учителей.
- Выработка и закрепление гуманного и демократичного стиля взаимоотношений с учениками.
- Обучение умению видеть позитивное в каждом воспитаннике.
Вводная часть.
Приветствие. Комплименты по кругу.
Тему тренинга учителя отгадывают. Ведущий учитель пишет тему на спинах участников.
Знакомство с правилами для участников тренинга.
Обязательные пункты правил:
-конфиденциальность,
-уважение к партнерам,
-каждый говорит в кругу,
-и, конечно, доверие, искренность, поддержка, желание общаться, обращение участников и тренера друг к другу “на ты” и по имени.
Основная часть.
Ведущий учитель (тренер): Уважаемые участники тренинга сегодня первое занятие по теме, поэтому определим стиль педагогического общения.
Каждый учитель определяет соответствующий ему стиль общения (авторитарный, либеральный, демократический).
Упражнение «Авторитарный учитель».
Ведущий учитель: Выберем провинившегося ученика.
Остальные участники тренинга – авторитарные учителя.
Настроились на роль авторитарного учителя.
Что говорим детям? Как общаемся? Какие фразы употребляем в разговоре с ними?
Примерные ответы участников тренинга, произносимые по кругу: «Как я сказала, так и будет», «Не возражай!», «Я не потерплю!», «Только посмей сделать по-своему!».
Обсуждение упражнения: Что вы почувствовали в роли авторитарного учителя? Что почувствовал ученик?
Упражнение «Либеральный учитель».
Ведущий учитель: А теперь все участники тренинга — либеральные учителя, которые ведут разговор с новым учеником.
Настроились на роль учителя отличающегося либеральным стилем общения. Какие ключевые слова и фразы он употребляет, какие выражает эмоции?
Предполагаемые фразы: «Как хочешь. Хочешь — выполняй, не хочешь — не надо!», «Поступай, как знаешь».
Обсуждение упражнения: Что почувствовали? О чем подумали? Что почувствовал ученик?
Упражнение «Демократичный учитель».
И наконец, происходит общение демократичного учителя и ученика.
Как себя ведет демократичный учитель? Что говорит?
Предполагаемые фразы: «Давай подумаем вместе и решим, как лучше сделать», «На мою помощь ты всегда можешь рассчитывать», «Я уверена у тебя все получится!», «Ты молодец!».
Обсуждение упражнения: Что почувствовали учитель и ученик?
Упражнение «Что мне не нравится в моих учениках?»
Ведущий учитель: Мы любим своих учеников. В учениках нам многое нравится. Что-то не нравится. Напишем на листочках о том, какое качество не нравится, что не принимаем в своем ученике. Листочки не подписываются, и не пишется имя ребенка. На одном листочке пишется только одно качество. Каждый учитель может брать несколько листочков.
Учителя могут написать: ленивый, гиперактивный, равнодушный и т. д.
Ведущий: Написали? Перемешаем все листочки и переведем негативное качество в позитивное.
Например: Ленивый => У ленивого есть время подумать о вечном, он не суетится. Гиперактивный => Он все успевает.
Листочки озвучиваются. Каждый забирает себе свой листочек.
Обсуждение упражнения. Что вы почувствовали, выполняя перевод негативного качества в позитивное?
Заключительная часть.
Упражнение « Озеро желаний».
Ведущий учитель предлагает написать на специально заготовленных бумажных лилиях текст желания связанного со школой и учениками. Затем, цветы опускаются в емкость с водой (мисочку). Цветы раскрываются, желания сбудутся.
На ноте Волшебства тренинг заканчивается.
Обсуждение.
Жуматаева М.М., старший преподаватель,
ФАО НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации
педагогических работников по Жамбылской области
Соавтор: Ахилбаева С. Б.,
учитель информатики СШ №48,
с.Мерке