В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения, поскольку традиционная организация обучения не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития студентов.
Современная образовательная технология
- современные методы обучения – активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их активное вовлечение в учебный процесс ;
- актуальное содержание, которое передается обучающимся и предлагает не только предметные знания, но и компетенции, адекватные современной жизненной практике ;
- современные технические средства, которые включают информационную и коммуникационную структуру, мультимедийные средства, эффективное использование дистанционных форм обучения .
Задача современной образовании не в том, чтобы выработать у студента способность запоминать и излагать информацию, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения.
Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Модуль — это определенный вид работы, который выполняют студенты.
Методическая сущность модульной технологии — это предоставление учащемуся центрального места в системе «преподаватель-студент». При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» студентов: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.
К ведущим принципам модульного обучения можно отнести: мобильность, структуризацию содержания обучения,динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, осознанную перспективу,разносторонность методического консультирования,паритетность.
В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей; 2) банк информации
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
Содержание учебного модуля:
— теоретический материал (краткий конспект с примерами);
— задания обучающей самостоятельной работы с методическими рекомендациями к их выполнению;
— задания диагностической самостоятельной работы;
— решебник с выполненными заданиями обучающей самостоятельной работы;
— решебник с выполненными заданиями диагностической самостоятельной работы.
Чтобы составить план действий, нужно: выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения; объединить учебное содержание в определенные блоки; сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения); выделить из комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль;разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы.
При составлении модуля используют следующие правила:
1) В начале модуля проводят входной контроль умений студентов, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель — выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель — выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- возможность работы обучаемых в парах, в группах;
- возможность общения с товарищами;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- раннее предъявление конечных результатов обучения;
При составлении плана модульного урока , считаю надо придерживаться следующего алгоритма:
- Формулировка темы урока.
- Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
- Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них
- Подбор необходимого фактического материала.
- Определение способов учебной деятельности учеников.
- Выбор форм и методов преподавания и контроля.
- Составление модуля данного урока, его распечатка.
В процессе работы с модулем проводится вспомогательный и корректирующий контроль. Оценивание при этом только содержательное.
После завершения работы над каждым микромодулем проводится проверочная самостоятельная работа.
По окончанию изучения модуля темы проводится выходной контроль в виде письменной контрольной работы.
На основании оценок за проверочные самостоятельные работы и оценки за контрольную работу ставится оценка за тему.
- Технология модульного обучения даёт возможность решить многие проблемы на уроке активизация познавательной деятельности обучающихся
- развитие интеллекта, самостоятельности
- дифференциация и индивидуализация обучения
- формирование умений и навыков самоуправления
- организация самостоятельного учения
Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности — описание, объяснение, проектирование (обычные же уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом).
Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности студентов , на саморазвитие, на повышение качества знаний. Студенты умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность студента способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.
Достоинства модульного обучения
- Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента.
- Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
- Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
- Поэтапный — модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
- Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.
- Обеспечение высокого уровня активизации студентов на уроке.
- Первоочередное формирование навыков самообразования. Дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность модульного обучения.
Жангазинова Г.Г.
Акмолинский колледж
КазАТК им. М.Тынышпаева
преподаватель математики