Home » Білім және өнер » Технология модульного обучения на уроке математики

Технология модульного обучения на уроке математики

 

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения, поскольку традиционная организация обучения не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития студентов.

Современная образовательная технология

  • современные методы обучения – активные методы обучения, предполагающие акцент на взаимодействие обучающихся и их активное вовлечение в учебный процесс ;
  • актуальное содержание, которое передается обучающимся и предлагает не только предметные знания, но и компетенции, адекватные современной жизненной практике ;
  • современные технические средства, которые включают информационную и коммуникационную структуру, мультимедийные средства, эффективное использование дистанционных форм обучения .

Задача современной образовании не в том, чтобы выработать у студента способность запоминать и излагать информацию, а в том, чтобы научить его осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения.

Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Модуль — это определенный вид работы, который выполняют студенты.

Методическая сущность модульной технологии — это предоставление учащемуся центрального места в системе «преподаватель-студент». При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» студентов: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

К ведущим принципам модульного обучения можно отнести: мобильность, структуризацию содержания обучения,динамичность, действенность и оперативность знаний, гибкость, осознанную перспективу,разносторонность методического консультирования,паритетность.

В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей; 2) банк информации

3) методическое руководство по достижению указанных целей.

Содержание учебного модуля:

— теоретический материал (краткий конспект с примерами);
— задания обучающей самостоятельной работы с методическими рекомендациями к их выполнению;
— задания диагностической самостоятельной работы;
— решебник с выполненными заданиями обучающей самостоятельной работы;
— решебник с выполненными заданиями диагностической самостоятельной работы.

Чтобы составить план действий, нужно: выделить основные научные идеи предмета на данном этапе его изучения; объединить учебное содержание в определенные блоки; сформулировать комплексную дидактическую цель (общую цель обучения); выделить   из   комплексной   дидактической цели интегрирующие дидактические цели и сформировать модуль;разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и выделить в модуле учебные элементы.

При составлении модуля используют следующие правила:

1) В начале модуля проводят входной контроль умений студентов, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.

2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель — выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.

3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель — выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

  • гарантированность достижения результатов обучения;
  • возможность работы обучаемых в парах, в группах;
  •  возможность общения с товарищами;
  • возможность выбора уровня обучения;
  • возможность работы в индивидуальном темпе;
  •  раннее предъявление конечных результатов обучения;

При составлении плана модульного урока , считаю надо придерживаться следующего алгоритма:

  • Формулировка темы урока.
  1. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
  2. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них
  3. Подбор необходимого фактического материала.
  4. Определение способов учебной деятельности учеников.
  5. Выбор форм и методов преподавания и контроля.
  • Составление модуля данного урока, его распечатка.

     В процессе работы с модулем проводится вспомогательный и корректирующий контроль.   Оценивание при этом только содержательное.
После завершения работы над каждым микромодулем проводится проверочная самостоятельная работа.
По окончанию изучения модуля темы проводится выходной контроль в виде письменной контрольной работы.
На основании оценок за проверочные самостоятельные работы и оценки за контрольную работу ставится оценка за тему.

  • Технология модульного обучения даёт возможность решить многие проблемы на уроке активизация познавательной деятельности обучающихся
  • развитие интеллекта, самостоятельности
  • дифференциация и индивидуализация обучения
  • формирование умений и навыков самоуправления
  • организация самостоятельного учения

Модульные занятия отличаются от обычного урока тем, что они строятся в логике процесса усвоения знаний и представляют собой полный цикл познания, совпадающий по своей структуре с циклом учебной деятельности — описание, объяснение, проектирование (обычные же уроки строятся в такой логике: проверка домашнего задания, изучение нового материала, его закрепление, задание на дом).

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности студентов , на саморазвитие, на повышение качества знаний. Студенты умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность студента способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

Достоинства модульного обучения

  • Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента.
  • Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
  • Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
  •  Поэтапный — модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
  • Достигается определенная «технологизация» обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя.
  • Обеспечение высокого уровня активизации студентов на уроке.
  • Первоочередное формирование навыков самообразования. Дидактические   условия,     при     которых     достигается     высокая эффективность модульного обучения.

Жангазинова Г.Г.

Акмолинский   колледж

КазАТК им. М.Тынышпаева

преподаватель математики

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.