(интегрированное занятие по самопознанию в старшей группе.)
Цель: раскрыть ценность, Праведное поведение через закрепление у детей полученных знаний на занятиях «Самопознание».
Задачи: побуждать использовать в практической деятельности навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми; развивать самооценку, самоконтроль; вызвать желание радоваться успехам сверстников. Учить видеть взаимосвязь с жизнью природы; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Ценность: Праведное поведение. Качества: говорить правду; не красть; не нарушать обещания; не ссорится; здоровье и гигиена; уважение к воспитателям, старшим; забота о природе; послушание; храбрость и т. д.
Ресурсы: видео притча «О доброте», аудиозапись классической музыки «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Принадлежности по творческой работе по числу учащихся, аудиозапись мелодии для позитивного настроя. «Песенка о дружбе» из м/ф «Тимка Димка».
Ход занятия.
Позитивный настрой «Мысленная прогулка по лесу» (под спокойную гармоничную музыку).
Воспитатель:
— Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки и ноги. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери группы, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветерка на волосах и лучи солнца, мягко греющее лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся всё выше и выше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и спокойными. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в детский сад. Откройте глаза и улыбнитесь!
- Актуализация знаний.
Воспитатель:
— Мы только что мысленно побывали в лесу. Вспомните прошлое занятие. Какое математическое определение мы можем дать лесу? Лес – это множество.
— Ель, сосна, дуб, деревья – это … элементы множества.
— Как вы понимаете, что такое «множество»?
Дети: – Это значит много.
Ребята, а кто мне скажет, 5 много или 1?
Ответ детей.
Ребята, а вам знакомы эти слова?
1.Дисциплина.
2.Доверие.
3.Добрата.
4.Долг.
5.Дружба.
Ребята, а вы знаете, к какому уроку относятся эти качества?
Дети: К уроку «Самопознание».
— Мы учились на занятиях раскрывать много ценностей – Истину, Любовь, Внутренний покой, Ненасилие. Сегодня мы будем раскрывать ценность как «Праведное поведение».
Какие качества присуще ей?
Ответ детей:
Говорить правду, не красть, не нарушать обещания, быть дружелюбными, заботиться о природе, соблюдать правила гигиены, уважать старших, идти на помощь и т.д.
Воспитатель: Молодцы мои хорошие, умницы. Вы столько всему научились на уроках самопознания.
— Итак, продолжим наше занятие.
— Ребята, в одной из пословиц говорится:
«Век живи – век учись». (Дети заучивают пословицу).
Сегодня эти слова, послужат цитатой нашего занятия.
-Как вы думаете, почему так говорят?
Ответ детей: Потому что сколько лет человек живет, столько он познает знания, набирается опыта, хочет быть умным.
Молодцы, очень хорошо.
А кто мне скажет:
Чему человек учится всю жизнь?
Ответ детей: Человек учится быть добрым, умным, любознательным.
— Народная мудрость напоминает о том, что человек учится всю жизнь. Любознательность, стремление узнавать новое и интересное — очень важное в жизни человека.
Ребята, а вы знаете, что такое здоровый образ жизни?
Ответ детей:
ЗОЖ – это закаливание, соблюдение правил гигиены, прогулка на свежем воздухе.
— Молодцы, а сейчас, друзья мои, для вас музыкальная игра. Давайте, все вместе выполним ее.
Музыкальная игра «Делаем зарядку» (Дети под музыку выполняют движения).
Молодцы вот и разминулись.
-Спасибо, ребята, я считаю вас счастливыми детьми, ведь вы умеете дарить радость друзьям, думаете о хорошем, умеете доверять друг другу.
Подарок от учителя.
— Дорогие, ребята, пусть ваша жизнь будет яркою сказкой,
Дарит добро и заботу, и ласку!
Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео. Пожалуйста!
Видео притча «О доброте»
Ребята вам понравилась притча?
Кто вам понравился больше всего?
— Как вы думаете, хорошее ли дело сделал дедушка?
— Изменился бы мир, если люди совершали только хорошие дела? (Анализируют историю). Ответ детей.
— Давайте, друзья мои, и мы с вами будем совершать только добрые и полезные дела для друзей, родных и близких и, конечно, для природы родного края!
Сейчас мы послушаем, правила поведения на природе (Дети читают стихи)
1 ребёнок:
В лесу порядок такой:
Посидел — убери за собой!
2 ребёнок:
Муравейники не трогай,
Проходи своей дорогой!
3 ребёнок:
Ты деревья не ломай
И цветы зря не срывай!
4 ребёнок:
Нельзя в лесу шуметь, кричать,
Зверей из леса забирать!
5 ребёнок:
Костёр надумал разводить,
Ты не забудь всё потушить,
Тут до беды недалеко,
Тушить пожары нелегко!
Ребята, мы с вами должны беречь, любить, оберегать нашу матушку — природу, как наши матери любят, ценят и оберегают нас.
Творческая работа.
Звучит музыка «Вальс цветов» Чайковского П.И.
-Вы слышите красивую музыку? Скажите, как она называется? («Вальс цветов» Чайковского).
-Вот как красиво, используя нежные интонации, которые исполняют музыкальные инструменты как арфа, скрипки, виолончели, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов. Цветы живут в музыке, а еще где?
Ответ детей (в природе, в сказках, на одежде, в стихах, в поделках).
-Молодцы вы правы, цветы живут везде, украшают окружающий нас мир.
-Давайте мы создадим хорошее настроение. Будем наблюдать за танцующими цветами. Мы с вами сейчас поделимся на три группы и будем делать красивые цветы.
Цветы (эксперимент)
— Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками (шаблон). При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные цветы в воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. (Дети выполняют задание под волшебные звуки)
— Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда лепестки раскрывались? (Рассуждения детей).
— Ребята, вы все очень старались. Мне кажется, от наших цветов даже идет ароматный, благоухающий запах.
— Ребята, в стране «Самопознания» живут дружные добрые ребята. Они любят своих друзей, любят проводить вместе время, играть, танцевать и, конечно, петь песни. Давайте и мы будем такими друзьями и споем песню о дружбе и о доброте. Давайте и мы с вами споем песню о дружбе.
Песня «О Дружбе».
Молодцы, вы очень красиво спели, спасибо вам.
— Дорогие, ребята, наше занятие подходит к концу, и давайте сделаем вывод:
— Какое счастье быть частичкой «Страны Самопознания»! (Дети произносят хором фразу).
Игра: «Продолжи предложение».
— Ребята, сейчас мы с вами поиграем в очень интересную и занимательную игру. Я буду называть предложение, а вы подумайте и продолжите его, сказав при этом, качества страны самопознания.
«Когда я вижу свою маму, я чувствую…» Любовь.
«Когда я вижу друзей, я чувствую…» Доброту.
«Я радуюсь тогда, когда…» Когда счастливы мои родные.
(Дети продолжают предложения).
Ребята, а теперь давайте закроем глаза и вспомним сегодняшнее занятие.
На занятии мы раскрыли сегодня ценное качество как «Праведное поведение», научились хорошим и добрым качествам и поступкам. Услышав все хорошее, у нас у всех поднялось настроение. Я надеюсь, что увиденное на занятии, останется в ваших сердцах, и осуществится в реальной жизни. Праведное поведение, праведное поведение, праведное поведение. А теперь откроем медленно глазки. Все, на этом наше занятие подходит к концу.
Спасибо, до новых встреч!
Абдумажидова Ирода Каримжановна, әдіскер,
Оңтүстік Қазақстан облысы. Кентау қаласы,
Қарнақ ауылы, «Айша — Биби» бөбекжай балабақшасы