В опубликованном 31 января Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана глава государства изложил меры, способные обеспечить стране «глобальную конкурентоспособность» в «условиях роста конкуренции и отсутствия стабильности в мире».
Он предложил провести третью по счету модернизацию, которая, в отличие от предыдущих, должна создать новую модель экономического роста, дающую темпы роста экономики страны выше среднемировых.
-Эта модернизация – не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее, навстречу целям Стратегии-2050, пояснил Нурсултан Назарбаев.
Президент обозначил пять приоритетов в достижении этой цели: ускоренная технологическая модернизация экономики, кардинальное улучшение и расширение бизнес – среды, макроэкономическая стабильность, улучшение качества человеческого потенциала, а также институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией.
Меня, как работника образования, волнует вопрос развития образовательной системы. И радует то, что глава государства ставит задачу – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста.
В Послании Главы государства затронут вопрос доступности технического и профессионального образования и предоставления бесплатной рабочей профессии.
После завершения обучения в школах, выпускники продолжают получать образование в высших учебных заведениях и колледжах. Однако известно, что значительная часть молодых людей по тем, или иным причинам, не реализуют эти возможности. Теперь в Казахстане появляется возможность бесплатного получения технического и профессионального образования в колледжах. С 2017 года запускается проект «Бесплатное техническое и профессиональное образование для всех». Он направлен, прежде всего, на увеличение подготовки квалифицированных рабочих кадров на 40% и охват всех желающих получить бесплатное образование.
Какое преимущество получит общество и конкретно предприятия? Ответ однозначен: предприятия получают возможность решения вопроса кадрового дефицита.
Очень важно участие самих предприятий в подготовке кадров по дуальной форме обучения, и в данном случае они выступают в роли социальных партнеров.
Социальное партнерство в техническом и профессиональном образовании необходимо рассматривать как тип взаимоотношений учебных заведений и работодателей, с государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса.
В 2015 году в Закон Республики Казахстан «Об образовании» введена новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». В ней определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональной практики и их трудоустройстве, привлечения работодателей к процессу обучения специалистов с производства, оценке профессиональной подготовленности выпускников.
Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.
Социальное партнерство в учебных заведениях Костанайской области реализуется посредством внедрения дуального обучения с заключением трехстороннего договора (учебное заведение — предприятие — Палата предпринимателей Костанайской области).
Взаимодействие колледжей с социальными партнерами осуществляется по многим направлениям, основными из которых являются:
— Расширение базы практики, предоставление оплачиваемых ученических рабочих мест.
— Проведение стажировок преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на базе предприятий социальных партнеров.
— Трудоустройство выпускников.
В результате колледжи области, участвующие во внедрении дуальной системы разрабатывают программы, развивают свой потенциал, повышают квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности учебных заведений ТиПО.
Для предприятий Костанайской области, участвующих в дуальном образовании — это возможность подготовить кадры для себя, обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям. К тому же есть возможность отобрать самых лучших выпускников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. Такой подход мотивирует студентов.
Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Техническое и профессиональное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенью на пути к успешной карьере.
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» пристальное внимание уделяет вопросам, касающимся внедрения в организациях ТиПО дуального обучения, повышения квалификации педагогических работников. Запланировано проведение краткосрочных курсов по дуальному обучению для преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения на которых будут рассмотрены вопросы социального партнерства.
Таким образом, основным фундаментом, на который должна опираться стратегия Казахстана, является целенаправленное развитие главного из всех ресурсов экономики – человеческого капитала. Об этом говорит и Президент в своем Послании. Учебные заведения технического и профессионального образования Костанайской области – начальная ступень к осуществлению этой цели – подготовке квалифицированных специалистов, конкурентных на рынке.
К.Т. Ибрагимов,
ст. преподаватель кафедры ППСОП
ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Костанайской области»