Кусниева Роза Багитжановна,
учитель русского языка и литературы
школы-лицей №76 г. Астанa
Каждый человек с момента рождения находится в определенном пространстве. Региональный компонент – это ключевое понятие не только современных региональных исследований, но и стал очень острой и актуальной темой в образовании. Под региональным компонентом в образовании следует понимать — «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала».
Как известно, современные учебники русского языка не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона Казахстана. Однако, за небольшую историю становления и развития независимости нашей республики, её регионы приобрели достаточно разнообразные и самобытные, специфические социально-экономические особенности.
К примеру, Акмолинская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю. В связи с этим, я считаю, что реализация регионального компонента является значимым педагогическим процессом, непосредственно влияющим на социализацию личности учащегося.
Учебная деятельность по изучению регионального компонента строится с опорой на знания, полученные детьми на уроках по другим предметам; таким образом, успешное решение поставленных задач в значительной мере может быть достигнуто за счет реализации межпредметных связей с географией, историей, биологией, литературой, экологией, изобразительным искусством.
Региональный компонент содержания образования направлен на освоение учащимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, населяющих Казахстан. Кроме того, при изучении русского языка, региональный компонент позволяет рассматривать язык как культурно-историческую среду.
В своей работе при подготовке к проведению конкретного урока можно использовать в качестве материала связные тексты, которые могут быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и области, его истории, природы, животном мире и т. п. Можно выделить некоторые методы реализации регионального компонента в преподавании русского языка:
- Лингвистический анализ художественных произведений местных поэтов и писателей Акмолинской области, таких как Сейитжан Омаров поэт, переводчик, написавший «Заман күші», «Әңгімелер», «Алтын алқап», «Дала қызы», роман «Қызыл арай», Жайык Бектуров — автор сборников «Өткел», «Таңба».
- Организация поисковой работы учащихся.Сюда могут входить самостоятельные наблюдения и запись речи старших жителей города, своих бабушек и дедушек с целью выявления диалектных особенностей произношения. С большим интересом ребята разговаривают с людьми, делают записи. Кроме того, можно проводить с детьми работу по выявлению употребления жителями региона диалектных слов и выражений. После такой работы дети начинают по-другому относиться к изучению русского языка, они начинают понимать, что язык – это не нечто застывшее, но живое, изменяющееся вместе с людьми, которые на нем говорят.
- Сбор материала по топонимике —при изучении существительных собственных и нарицательных на уроках рассматриваются особенности топонимии, т.е. происхождение названий городов, деревень, рек, озер, улиц нашей области. К примеру, названия городов Целиноград, Щучинск, Бурабай, и т.д.
- Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д. Например, рассматриваются особенности склонения существительных, затем в 6 классе – особенности склонения прилагательных, спряжения глаголов, особенности образования форм местоимений. Можно использовать богатый языковой материал пословиц, поговорок, народные приметы для различных видов работ, в том числе для синтаксического и пунктуационного разбора предложений.
- Отдельно нужно сказать о темах сочинений, их можно предложить великое множество. Например, «Любимый уголок природы», «Мой город», «Моя улица», «Мой край – Акмола», «За что я люблю свой город Астану», «Береги родную природу». Кроме того такие темы, как «Моя фамилия», «Почему меня так назвали» стимулируют общение ребенка в семье, учат его ценить то, что составляет историю его жизни, историю его семьи, школы, улицы, города.
Каждый из перечисленных видов работы можно систематически использовать в обучении русскому языку, что имеет не только обучающий, но и воспитательный характер, пробуждает интерес у учащихся к родному слову.
В современных формах и структуре учебной программы, необходимо рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углублённую лингво-краеведческую работу и использовать местный языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей. Более того, Акмолинский край – это регион особенный, заселенный переселенцами из разных мест, принесшими с собой язык, особенности речи, фольклор, предметы материальной культуры. Поэтому, в плане богатства, материал, который ляжет в основу углубленного регионального компонента в преподавании русского языка, является неисчерпаемым. Ведь «живое» слово земляков на уроках воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что, в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования.