Н.А.Назарбаев в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстана в декабре 2014 года говорил: «Жизнь народа прирастает с каждым его последующим поколением. Поэтому нет мечты выше, чем мечта о Вечности Народа. Мәңгілік Ел – это идея, которая открывает завтрашний день, выражает веру в будущее, это символ необратимой и прочной стабильности». Национальная идея «Мәңгілік Ел» стала одной из приоритетных направлений и в системе образования и воспитания подрастющего поколения.
Она очень точно гармонирует с предметом «Самопознание», который направлен на проявление в характере и поступках детей единства мысли, слова и дела, на осмысление ими и проявление в каждодневной жизни вечных общечеловеческих ценностей, не меняющих своей сути на протяжении тысячелетий: истины, бескорыстной любви, праведного поведения, внутреннего покоя и ненасилия. Девизом каждого урока самопознания является правило «5 Д»: дисциплины, долга, доброты, дружбы, доверия.
Цель преподавания дисциплины «Самопознание» – становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела. Реализация идеи вечной страны «Мәңгілік Ел» требует развития духовно-нравственных качеств каждого гражданина нашей страны, а ими в ближайшем будущем станут наши сегодняшние дети, которые с предшкольного возраста погружаются в атмосферу самопознания. Именно об этом писала С.А.Назарбаева в книге «Этика жизни»: «… нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам. Надо возродить этику жизни взамен тех условностей «цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети ХХ века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к своим истокам наши современники попросту забыли. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого… или если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке».
Думается, что идея «Мәңгілік Ел» очень созвучна с мыслями аль-Фараби, изложенными им в «Трактате о жителях добродетельного города». Процитируем небольшой отрывок: «… объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество.
Добродетельный город подобен совершенному, здоровому телу, все органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной. Кроме того, в добродетельном городе должен быть определенный человек-глава и люди, приближающиеся к этому главе по определённым ступеням. Каждый человек, согласно положению и способностям, осуществляет то действие, которого требует преследуемая главой цель и ступень, на которой он находится.
Люди являются членами городского объединения не только благодаря положению, но и благодаря тем возникающим в них свойствам, которые имеют своим источником волю, любовь к искусству …»
Граждане добродетельного города стремятся к совершенству своего характера. В трактате определено шесть качеств соврешенного характера: 1) быть мудрым; 2) быть знающим, хранящим в памяти законы, правила и обычаи; 3) проявлять изобретательность; 4) обладать проницательностью и догадливостью, позволяющими ему познавать в любое время, как существующее положение вещей, так и будущие события; в действиях же этих своих он должен ставить своей целью улучшение благосостояния города; 5) уметь словом своим направлять людей к исполнению законов; 6) обладать телесной силой, необходимой для «ведения военных дел», знать при этом военное искусство как искусство служебное и как управляющее искусство.
Главной задачей преподавания предмета «Самопознание» является воспитание учащихся как граждан-патриотов своей страны, имеющих хороший нрав, практикующих в своей жизни общечеловеческие ценности. Граждане страны, построенной на основе национальной идеи «Мәңгілік Ел» — это люди с совершенным характером, которые строят свою жизнь на единстве мысли, слова и дела. Уже сегодня граждан Республики Казахстан отличает толератность и мудрость во взаимоотношениях, патриотизм, знание и компетентность, искусство общения и физическая подготовленность, умение строить свою жизнь согласно законам природы, страны, общества.
Сегодня идеи Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» выходят за рамки одного урока, который приобретает метапредметный характер, пронизывая нравственно-духовным содержанием и внеучебную деятельность, и сотрудничество с родителями учащихся, и сотрудничество с органиазциями дополнительного и специального образования, делает реальным гармонизацию образовательного пространства, устраняя крен в пользу только интеллектуального развития юных граждан Казахстана.
Ашимбетова Р.Д., к.ф.н.,
завкафедрой Ит и МПЕ(Г) дисциплин
ФАО «НЦПК «Өрлеу»
по Павлодарской области