Home » Баяндамалар » Роль коучинга в развитии профессионального уровня учителей школы

Роль коучинга в развитии профессионального уровня учителей школы

В   казахстанском среднем образовании происходят изменения, которые обусловлены переменами, происходящими в современном мире. Стремительно меняется мир и поэтому сегодня учителя должны формировать у учеников навыки, востребованные в 21 веке. Необходимо, чтобы учащиеся обладали такими навыками 21 века, как умение сотрудничать  и взаимодействовать, мыслить творчески, решать проблемы, а также быть технологически грамотными и проявлять гражданскую активность. А для этого нужны высококвалифицированные учителя, которые и сами обладают навыками для успешного будущего. Школа требует новых педагогов с иным типом мышления. Сегодня учителя должны быть готовы обучать и преподавать по — новому.

Как пишет Сластенин В.А.: « Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке». Поэтому в настоящее время в образовании важным аспектом является профессиональное развитие и рост учителя нового типа, который социально активен, любит детей, обладает высоким профессионализмом, коммуникабелен, подлинно интеллигентен, творчески, профессионально работоспособен, есть потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений.

Профессиональный рост учителя должен осуществляться с их участием, следуя при этом основной цели образования — помогать ученикам учиться. И тогда он будет эффективным, так как знания в этом случае будет формировать сам учитель. Самое главное — настроить педагога на изменение самого себя под изменения мира.

Для оказания поддержки и улучшения практики преподавания и обучения более успешные учителя реализуют процесс коучинга. Именно внедрение коучинга в школах повышает профессиональный рост учителей, наблюдается профессиональное развитие учителей.

Коучинг является одним из способов работы с коллегами, чтобы поддерживать и поощрять их профессиональный рост. При проведении коучинга происходит такое эффективное обучение подопечных, которое опирается на имеющийся у них опыт работы. Коучинг дает возможность интегрировать эффективное развитие  и успешный процесс управления изменениями путем обеспечения непрерывного процесса профессионального роста учителей с разным уровнем опыта.

Обучившись на курсе повышения квалификации по Программе второго (основного) уровня, я поняла: достичь успешности в своей работе учителю поможет коучинг, который представляет собой процесс взаимодействия коллег, в ходе которого обучаемый учитель совершенствует профессиональные знания и навыки.

Первое  коучинг – занятие   мною было  проведено  в  средней школе села Уштерек города Аксу Павлодарской области.  В данной школе  работают  40 учителей,  в основном это учителя с первой и второй квалификационной категорией.

На курсах я получила много новой интересной информации, которой хотелось поделиться с коллегами. Решив, что нельзя «объять необъятное», я провела анкетирование учителей и вводный коучинг, позволяющий выяснить темы, интересующие учителей их проблемы. Учителей заинтересовали такие модули, как «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Диалогическое обучение». Анкетирование показало, что 81%  учителей чувствуют необходимость работать по-новому, готовы отойти от традиционных подходов 71,4% учителей испытывают затруднения в выставлении оценок учащимся.

Перед подготовкой к коучинг — сессии, я поставила общую цель занятия – определение и обоснование различных типов оценивания, различение формативной и суммативной оценки, формирование понятия о дескрипторах,  рубрикаторах.

«Оценивание — категория, касающаяся любого вида деятельности, в котором планомерно и систематично собраны и свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о качестве обучения» (Руководство стр. 255).

Конечно, нам уже хорошо известны система оценки знаний выпускников (ЕНТ), внешняя оценка учебных достижений. Эта система оценок необходима, т. к. является главным элементом объективной системы контроля и оценки качества обучения. Появление этих измерителей изменило жизнь школ, и педагогического коллектива, и учителя, и ученика. Я считаю, что эти измерители не могут в целом измерить качество работы школы, т. к. существует много обстоятельств, причин, которые могут повлиять на оценку качества обучения. Поэтому основной задачей поиска решений я считаю реализацию оценочной роли учителя, потому что любой урок, построенный на нововведениях, невозможен без оценивания.

Для проведения коучинга использовала: презентацию «Оценивание для обучения, оценивание обучения», Internet, листы — оценивания, бумагу,

стикеры, фломастеры, притчу «Про кувшин».

Во время коучинга все задания выполнялись по плану, в соответствии со временем, отведенным на это задание. Коучинг начался с психологического настроя «Круга радости». Мы все проговорили слова: «Я тепло своё отдал, я теперь добрее стал. От душевного тепла стала комната светла», и деления на группы, коуч просит участников коуч -сессии назвать фрукты, богатые содержанием витамина  С, например — лимон и апельсин и просит их разделиться на лимоны и апельсины, мандарины, смородина.

На стадии вызова мы посмотрели презентацию «Оценивание для обучения, оценивание обучения», я использовала стратегию «ЗХУ», Заполняют  первую колонку индивидуально, обсуждают в группе.

Осмысление темы состояло из ряда практических заданий и групповой работы. Коуч просит участников коуч — сессии на листах А3 нарисовать слона, оценить его в своей группе. Разработать критерии оценивания.

                                    

         Рис. Этап рефлексии

Выработав первые критерии рисунков, мы перешли к следующему заданию: сравнению своих работ с демонстрационным материалом. Выставляют итоговую оценку по шкале баллов.

И отвечают на вопросы:

Какие виды оценивания были применены?

Насколько отличались оценки и почему?

Какую оценку  вам  было легче всего поставить и почему?

Какой из оценок вы остались довольны и почему?

Чтобы развеять усталость, коуч просит участников коуч  — сессии встать и повторять движения  в видеоклипе «Скелет».На стадии размышления об оценивании для обучения, просила  разобрать задания на карточках, изобразить в виде постера, по окончанию выполнения задания, каждая группа защищает постер. Заполняют третью колонку «ЗХУ», рефлексию провела с помощью «смайликов», хорошо усвоил, частично усвоил, остались вопросы?

Сильные стороны коуч-сессии:

  • новый подход к оцениванию  учебных достижений учащихся;
  •  оказание поддержки и содействия коллегам;
  •  оригинальные задания (на основе притчи)
  •  использование ИКТ, плакатов, цветных фломастеров;
  • отработанная система деления групп;
  • проведение физкультминутки;

Слабые стороны коуч — сессии:

  •  знания учителей о формах оценивания на низком уровне;
  • не все члены коучинга осознали важность преобразований.

3. Оценивание обучения учителей по отношению к идеям программы 2 уровня

По окончании занятия  учителя дали хорошую оценку коучингу. Участники коучинга отметили, что очень важно, когда ученик услышан и тебе оказана помощь в нахождении решения проблемы. При  исследовательской беседе, идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Они высказывались об эффективности использования суммативного, формативного и критериального оценивания, как применить те или иные приёмы для своей преподавательской деятельности, чтобы развивать интерес к учебе учащихся.

Подводя итог собственного преподавания по первому занятию, я пришла к выводу о том, что расширились мои представления о данном модуле, расширилось представление о  его теоретических аспектах.

В результате коучинг – занятия учителя:

-ознакомились  с одним из способов формирования групп;

-выработались навыки проведение обратной связи.

-научились мыслить логически, в определенной степени научились правильно формулировать вопросы, вести рефлексивный диалог.

Но есть моменты, которые требуют доработки  и усовершенствования. Отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает обучающемуся найти собственное решение, а не решает проблему за него.  Поэтому приходилось постоянно контролировать себя, так как часто хотелось самой дать ответ, не дожидаясь того, когда учителя сами придут к  нему. Также были трудности при расчете времени на выполнение заданий.

Шайхыбекова Сауле Канагатовна,

учитель математики, СШ села Уштерек,

Евгеньевского сельского округа,

Аксуйский район, Павлодарская обл.

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.