Образование является определяющим условием обеспечения устойчивого развития общества, его фундаментом, движущей силой для реализации необходимых общественных изменений, образование связывает отдельного человека с культурой, делает его не только носителем мышления и деятельности, но и источником творческой эволюции. Поэтому приоритетной задачей образования в XXI веке является переход к новой стратегии развитие мышления, ориентированной на гармоничное будущее.
В Стратегии устойчивого развития указано, что «образование для устойчивого развития направлено на укрепление потенциала отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран, позволяющее иметь собственные взгляды на решение глобальных проблем общества, давая им возможность делать наш мир безопасным, здоровым и процветающим, тем самым повышая качество жизни … »
В Казахстане, как и в других странах мира, в последнее время уделяется много внимания вопросам повышения качества образования. Интеллектуальный потенциал общества, напрямую определяющийся качеством образования, является важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и фактором экономической и политической самостоятельности страны, фактором её выживания.
Качество обучения обучающегося, его образовательную деятельность можно назвать общеобразовательными компетенциями. Образовательная компетентность предполагает, что обучающийся не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельный характер. Интеграция учебных дисциплин – одно из направлений активных поисков педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала преподавателей с целью более эффективного и разумного воздействия на обучающихся. Интеграцию в учебном процессе можно рассматривать как взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин. Основным дидактическим инструментом интеграции учебных дисциплин являются межпредметные связи.
Осуществление межпредметных связей позволяет органически сочетать изучение общеобразовательных предметов с производственным обучением.
Межпредметные связи развивают системное мышление обучающихся, гибкость ума, умение переносить свои знания из разных предметов. Без этого невозможно творческое отношение к труду. Общеобразовательные дисциплины не только расширяют кругозор обучающихся и формируют их мировоззрение, но и служат базой для усвоения производственного обучения.
На каждом уроке производственного обучения отмечается важность качества полученных знаний в учебном корпусе. Обучающиеся приводят примеры, как полученные знания помогают работе в мастерских при выполнении различных слесарных операциях.
На первых занятиях производственного обучения – при знакомстве со слесарными работами – уделялось внимание истории возникновения различных видов слесарных работ, обращаемся к истории.
Практически на каждом уроке обучающимся приходится работать с измерительными инструментами, когда они применяют на практике знания, полученные на уроках математики. Необходимы вычислительные навыки, чтобы правильно выполнить расчеты (при разметке).
Необходимы тесные контакты мастера производственного обучения и преподавателей всех дисциплин.
Так в курсе химии необходимо сделать акцент на изучение свойств тех соединений, с которыми обучающиеся столкнутся на уроках производственного обучения. Например, при использовании водного раствора медного купороса, обучающиеся знают химическое название и формулу данного соединения.
Предмет основы экономики – важен на уроке производственного обучения, когда рассматриваются вопросы организации рабочего места, экономии сырья и материалов, расчет затрачиваемого материала.
Используя свои знания по физике, обучающиеся могут объяснить – какое правило можно применить при закреплении ножовочного полотна в ручной ножовке (правило рычага).
Таким образом – ценность использования межпредметных связей состоит в том, что познавательная деятельность обучающихся на уроках общеобразовательных дисциплин и на уроках производственного обучения под влиянием таких связей активизируеетя.
Реализуя межпредметные связи, можно добиться единства обучения и воспитания, сформировать у обучающихся новые взгляды, развить у них профессиональное чутье, как того требует время.
Современный динамично развивающийся мир предъявляет новые требования к подготовке специалистов технического и профессионального образования. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. И один из приемов образовательной деятельности – это информационно – технологическая подготовка обучающихся. На своих уроках преподаватель английского языка использует огромное множество приемов, методов, форм работы и технологий, которые позволяют разнообразить урок и добиться целей обучения. Так, например, такой прием, как «»warm up» (разогрев), который проводится в начале занятия в виде стихотворения или песни, помогает детям переключиться с русского языка на английский. Помимо «warm up», использует «voice control», это прием, при котором обучающиеся следят за интонацией в моем голосе, и при вопросе отвечают с такой же интонацией, это позволяет мне ощущать на сколько они внимательны на уроке. «Video comprehension» – самый любимый прием у обучающихся нашего колледжа. Один из вариантов этого приема — это когда обучающиеся, прослушав песню на английском языке, вставляют в текст недостающие слова и потом поют. Обучающиеся в восторге от этого приема, он позволяет ненавязчиво проверить лексический материал у обучающихся. Такой прием как «puzzles» (головоломка),так же направлен на повторение и закрепление лексического материала, обучающиеся должны найти нужные им слова среди множества букв.
И это лишь малая толика того, что используется на уроках английского языка в нашем колледже. Эти методы и приемы работают безотказно, если надо активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках и тем самым повысить качество обучения.
Основные фундаментальные знания по избранной специальности человек приобретает в учебном заведении и пополняет в процессе своей трудовой деятельности. Учебное заведение обязано дать обучающемуся прочные знания, научить его учиться и самостоятельно добывать необходимые знания. Учение должно не только вооружать знаниями, умениями и навыками, но и формировать их мышление, творческие способности, познавательную активность. Разнообразие изучаемого материала и методов обучения – одно из важнейших условий развития интереса обучающихся к учебной деятельности. Необходимо, чтобы и материал каждого занятия, и в методике его проведения было что-то новое. Развитие познавательных интересов обучающихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета.
Для улучшения усвоения пройденного материала по дисциплинам «Ремонтные работы» для студентов квалификации Электромонтер и Машиниста электровоза используются виртуальные лабораторные работы, разработанные самим преподавателем специальных дисциплин.
При изучении темы «Физико-химические свойства масел» данная виртуальная работа позволяет увидеть сами лабораторные установки и процессы, происходящие при этом.
Виртуальная лаборатория – компьютерная программа, позволяющая моделировать на компьютере процесс, изменять типы масел и параметры его проведения. Такая программа создает особые возможности для реализации интерактивного обучения.
Выполняя лабораторные опыты и практические работы с использованием виртуальных лабораторий, студенты самостоятельно исследуют процессы определения физико-химических свойств. Естественно, что эта практическая деятельность студентов не может осуществляться без руководящего слова преподавателя.
Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные запоминающиеся иллюстрации сложных опытов, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при проведении реального эксперимента.
Важным достоинством виртуального учебного эксперимента является то, что учащиеся могут возвращаться к нему много раз, что способствует более прочному и глубокому усвоению материала.
С использованием виртуального эксперимента, хотелось бы отметить, что он помогает:
— формировать умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности;
— максимально усваивать учебный материал;
— формировать исследовательские умения, умения самостоятельно принимать оптимальные решения.
— увеличивает объем учебного материала, при значительной экономии времени;
— улучшает наглядность подачи учебного материала за счет цвета, звука и движения.
Новые веяния современного образования состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно — ориентированный характер. Преподавателями нашего колледжа для достижения целей обучения по математике используют технологии обучения на основе «проблемных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, активных форм обучения (организация работы в группах), а также технологии уровневой дифференциации. Внеурочные дополнительные и индивидуальные занятия — одна из форм аудиторных занятий. Эти занятия выполняют две функции: консультативную и контролирующую. В процессе выполнения этих функций преподаватель оказывает помощь студентам в изучении вопросов данной дисциплины, помогает закрепить навыки работы с материалом и контролирует знания студентов. Главное его назначение – изучение необходимого теоретического и практического материала, формирование умения самостоятельно находить нужную информацию, при этом пользоваться не только конспектом, но и учебниками, справочниками, другой литературой.
Главный подход к этой теме: выдвигать на первое место не информированность ученика, а способность организовать свою работу:
- Запомнить и ответить – это накопление знаний.
- Подставить значение в готовую формулу — это реализация умений.
- Узнать из многих математических выражений конкретное – это проявление навыков.
- Применить свои знания и умения на других предметах – это компетентность.
Перед разными категориями обучающихся ставятся различные цели: одни студенты должны достичь определенного уровня подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.
Конечно, состав групп не должен быть застывшим. Желательно, чтобы любой студент из группы мог перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоит материал и будет свободно выполнять задания, соответствующие знаниям этой группы. С другой стороны, студент из группы повышенного уровня может быть переведен в другую группу, если он имеет пробелы в знаниях и отставание вследствие пропусков занятий по болезни или плохой подготовки к занятиям.
Всё вышеперечисленное повышает у обучающихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный обучающимся, сравнивается с его же прошлым результатом и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития. Отмечаются и поощряются малейшие продвижения вперёд, анализируются причины, которые этому способствуют или мешают.
Качественный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества, создают условия для развития индивидуальности ученика, формирования положительной мотивации учения, искоренения неуспевающих, получения прочных и глубоких знаний.
Основной задачей образовательного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного роста студента.
Заместитель директора по учебной работе
Ибрашева Жанар Серикбаевна