«Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы».
Гельвеций.
Воспитание и образование — это органическая часть развития общества. И поэтому правильно организованное воспитание в школе — перспектива развития казахстанского общества в целом.
Говоря об обучении нельзя не затронуть важную составляющую процесса — воспитание. «Мы учим воспитывая и воспитываем обучая» — эта истина стала фундаментом любой образовательной системы уже не одно столетие назад. И сегодня в контексте идеи «Мәңгілік ел» она звучит если не более, то не менее актуально. Воспитание гражданина, патриота, интеллектуала возможно лишь в эффективной среде, где созданы условия для гармонического развития личности.
Важно рассмотрение идеи «Мәңгілік ел» через призму развития казахского языка. «Наш язык обеспечивает преемственность между нашими героическими предками и последующими поколениями , является хранителем культурных истоков и традиций народа. Язык — это самая большая ценность народа… Эстафету Независимости в веках передаст последующим поколениям язык, являющийся опорой для народа».
Поднятие уровня национального самосознания подрастающего поколения, менталитета, гражданственности и патриотизма должно выражаться в осознании необходимости знать историю, обычаи и традиции народа, а в особенности сознательное изучение государственного языка, как одного из условий успешности в дальнейшей жизни. Отрадно, что в нашей школе есть обладатели призовых мест в различного рода конкурсах, дистанционных республиканских и очной областной олимпиаде на знание государственного языка среди учащихся неказахской национальности, осознающих важность овладения казахским языком как веления времени и главного признака успешности (Аверьянова Алина, Гущина Анна, Лоскутникова Алина, Ершова Александра).
В основе воспитания в рамках национальной идеи «Мәңгілік ел» лежат такие ценности как духовность, любовь к историческому облику и творческому акту своего народа, социальная ответственность, готовность к труду на благо казахстанского общества и чувство единения, культ учености и образования, светское государство, гражданское равенство и толерантность. Наиболее способствуют процессу становления и развития высоконравственной, гармоничной и духовно здоровой личности уроки казахского языка и литературы, как предметы , позволяющие на каждом уроке уделять большое внимание воспитанию обучающихся.
Само формулирование темы уроков казахского языка, которое значительно отличается от уроков русского языка указывает на воспитательную направленность урока. Если темой урока русского языка является чаще всего название орфограммы, изучаемой на данном уроке, то на уроке казахского языка главенствующее место занимает лексическая тема.
Для сравнения:
Название темы уроков русского языка. | Название темы уроков казахского языка. |
. «Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи». «Словосочетание» «Простое предложение» «Односоставные предложения» «Осложненное предложение» «Предложения с однородными членами» «Предложения с обособленными членами» «Предложения с обращением, вводными словами и предложениями» «Способы передачи чужой речи» | Традиции нашей семьи.(«Біздің әулеттің дәстүрлері») Семейные ценности («Отбасы құндылықтары») Умеешь ли ты правильно питаться? («Дұрыс тамақтана булесің бе?») Туризм — одна из отраслей оздоровления («Туризм — сауықтырудың бір саласы») Казахская культура и кино («Қазақ мәдениеті және кино») Ассамблея народов Казахстана («Қазақстан халықтарының ассамблеясы») Соблюдай правила безопасности («Қауіпсіздік ережелерін сақта») Успешные люди, которых я знаю («Мен білетін табысты адамдар») Древние города Казахстана («Казақстанның ежелгі қалалары») Казахские кюйши Дина, Татимбет («Қазақ күйшілері Дина, Тәттімбет») Защита природы — будущее развитие страны («Табиғатты қорғау — еліміздің болашақ дамуы») Влияние ЭКСПО – 2017 на развитие новых технологий в стране («ЭКСПО -2017» елімізде жаңа технологиялардың дамуына ықпал етеді») |
Как можем видеть, сама формулирока темы урока несет большую смысловую нагрузку в воспитательном значении.
С другой стороны, можем заметить, что специфика уроков казахского языка в том, что это предмет, в котором интеграция таких дисциплин, как история, география Казахстана, музыка, экология, ОБЖ, социология и т.д. очень ярко выражена. Используя тесную межпредметную связь мы осуществляем всестороннее развитие личности и развиваем многогранность мышления (дивергентное мышление).
В ходе уроков казахского языка путем постановки этических проблем, разработки воспитательных ситуаций мы учим детей культуре диалога между учителем и учеником, между самими учащимися, учим принимать решения, формируем ответственность за сказанное слово или принятое решение, умение правильно расставлять приоритеты и делать положительный выбор в ситуациях выбора.
В практике преподавания казахского языка широко апробируются групповые, парные и индивидуальные формы работы, которые вырабатывают нормы поведения, основанные на осознании собственной суверенности и умение соотносить свои частные интересы с интересами других, определяемые логикой сотрудничества, формируют такие качества как гуманное отношение к сверстникам, окружающим людям, толерантное отношение друг к другу.
Использование языкового материала с ярко выраженной воспитательной окраской играют немаловажную роль в формировании качеств гражданина. Таким материалом могут служить тексты о доброте, милосердии, человечности, совести и любви к родине, творческие работы — изложения, сочинения, эссе, стихосложения типа хокку и т.д. Правильный выбор дидактического материала может служить одним из средств воспитания нравственных качеств обучающихся. В процессе работы с текстом можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать их внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, формулировать вопросы высокого порядка, требующих размышлени, рассуждения. К примеру, при прохождении темы «Старикам нужна забота» ( «Қарттарға қайырымдылық керек») в качестве вызова к обсуждению могут служить вопросы:
- Почему авторы учебника ввели этот текст для изучения?
- Как проявляется проблема пожилых людей в наше время?
- Приведите примеры из жизни, где проблема старшеготпоколения была решена положительно?
- Что бы вы предложили для облегчения жизни стариков?
Можно предложить поменять концепцию рассказа в сторону положительного решения либо продолжить рассказ по данному началу.
При прохождении темы «Семья — это маленькое государство» (« Отбасы — шағын мемлекет») предлагаю определить признаки государства ( есть глава, свои законы, установленные правила и нормы, права и обязанности членов общества). Почему семью можно сравнить с государством? В чем общность? В чем различие? Здесь мы формируем способность оценивать обстановку в микросистеме (семья) и макросистеме (государство).
При прохождении темы «Одежда» в 7-ом классе предложены для рассмотрения слова- запреты, связанные с одеждой и обувью, как то: нельзя бросать головной убор на землю, садиться на него, продавать, обменивать и дарить. Знакомство детей с обрядами, с взглядами казахского народа дает возможность для понимания менталитета и национальной самобытности казахского народа. Сравнивая их с приметами и обрядами других народов воспитываем взаимоуважение и взаимопонимание между представителями разных наций и народностей, ищем точки соприкосновения в их взглядах и мировоззрении.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, поговорки и афоризмы, используемые при изучении различныз тем в процессе обучения казахскому языку.
Например:
о семье — «Ұяда не көрсең, ұшқанда соны ілерсің». (Каков в гнезде, таков в полете);
о родине –« Отан отбасынан басталады». «Отан оттан да ыстық» (Родина начинается с семьи. Родина горячее огня)
о дружбе — «Татулық — табылмас бақыт» (Дружба — счастье, которое трудно найти)
о единстве — «Бірлік болмай, тірлік болмас» (Без единства нет жизни)
о труде — «Еңбексіз өмір — сөнген көмір» (Жизнь без труда, что потухший уголек).
Здесь мы покажем прогрессивность идей и опыта народной педагогики в воспитании общечеловеческих ценностей.
По словам президента Н.Назарбаева, в результате обучения учащиеся должны обладать способностью критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. Формированию данных качеств могут способствовать инновационные технологии , приемы и стратегии, применяемые при обучении и преподавании. Остановлюсь лишь на некоторых из них:
- Информационно-коммуникационные технологии расширяют границы самостоятельного поиска и обработки информации, прививая навыки анализа полученной информации, отбора главного и необходимого на данном этапе.
- Технология ступенчатого комплексного разбора предусматривает непосредственного использования учащимися своих теоретических знаний на практике, умение аргументировать свой ответ.
- Технология уровневой дифференциации и модульная технология помогает научению оценивать свои возможности и определять зону ближайшего развития, соотносить свои силы и видеть перспективы саморазвития и самовоспитания для перехода к выполнению задания более высокого уровня.
Учителями используются новые приемы и стратегии, помогающие развивать критическое мышление. Остановлюсь на приеме «SWОТ –анализа» при изучении темы «Туризм». Предлагается учащимся методом «SWОТ –анализа» определить положительные стороны туризма (+), отрицательные стороны (-), угрозы (или барьеры) и возможности. Умение анализировать, синтезировать и оценивать — яркие признаки критически мыслящей личности.
При даче задания на составление диалога на основе текста необходимо ориентировать учеников на постановку проблемных вопросов, требующих не простого воспроизведения содержания текста, а более глубоких и развернутых ответов. При планировании уроков важно помнить слова русского просветителя В.О. Ключевского о том, что «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую».
Анализ учебных программ и учебников показал, что казахский язык как учебный предмет особенно с учетом национальных традиций и межпредметных связей обладает большими возможностями для реализации идеи «Мәңгілік ел».
Роль уроков казахской литературы еще более масштабна в этом процессе. С точки зрения воспитания будущего поколения «Мәңгілік ел» можно рассматривать любую литературную тему. Начиная с произведений устного народного творчества (сказок, легенд, пословиц и поговорок) заканчивая произведениями современных казахских писателей и поэтов — все это литературное наследие обладает мощным воспитательным потенциалом, так как в них сконцентрирована мудрость многих поколений. Героический эпос служит прекрасным образцом патриотической литературы, а лиро-эпические произведения казахского народа — это сплошные уроки нравственности и гуманизма.
В процессе воспитания настоящего человека и гражданина нельзя обойтись без изучения произведений классиков казахской литературы — Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Шакарима Кудайбердиева, Султанмахмута Торайгырова и др.
«Слова назидания»великого Абая — кладезь мудрости и человеческого опыта в становлении личности. Его стихи и поэмы — философия»полного человека» — человека высокодуховного и нравственно обогащенного. Произведения Ы. Алтынсарина и А. Байтурсынова призваны пробуждать у молодого поколения лучшие человеческие качества: честности, физического и духовного здоровья, образованности.
Через произведения Г. Мусрепова и Г. Мустафина учащиеся познают истинные человеческие ценности: любовь к матери, сила материнской любви, мужество и героизм казахских солдат в годы ВОВ.
Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует будущий опыт человека, развивает его чувства.
Воспитательные функции уроков возрастают, если учитель стремится к обучению на специально отобранном языковом материале , связанном с проблемами современной жизни , раскрывает близость морально-нравственных принципов народов казахстанского общества.
Формирование национального самосознания подрастающего поколения в контексте составляющей национальной идеи «Мәңгілік ел» должно быть направлено на формирование образа «Я — гражданин Республики Казахстан». И обязанность нас, педагогов — формирование личности, обладающей развитыми духовно-нравственными качествами и чувством ответственности за судьбу страны, способной к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию , активно участвующую в достижении главной цели — «Мәңгілік ел».
Токпанова Гульнара Мухамбетфазылавна,
учитель казахского языка и литературы
КГУ «Средняя школа №3» ГУ «Отдел образования
акимата Житикаринского района».