Home » Учебно-методические материалы » Районный научно-исследовательский эксперимент вышел на финишную прямую

Районный научно-исследовательский эксперимент вышел на финишную прямую

Районная экспериментальная площадка  по реализации научно-исследовательского  проекта на базе ГУ «Люблинская средняя школа» отдела образования акимата Карасуского района Костанайской области была открыта  приказом №179 от 4.09.2014 г. районного отдела образования.  В реализации  проекта по теме «Развитие проектной деятельности педагогов и учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»   участвует педагогический коллектив школы. Сроки реализации проекта 2014-2017 годы. Авторы проекта Веверица Ирина Викторовна – директор  школы, Прокоп Анна Владимировна – зам директора, Вдовеченко Наталья Александровна – заведущая районным методическим кабинетом отдела образования акимата  Карасуского района. Научным руководителем-консультантом  проекта является Данильченко Галина Ивановна доцент кафедры психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской  области», кандидат  педагогических наук.

Деятельность педагогического коллектива направлена на реализацию обновления технологии обучения и воспитания в соответствии с программой  опытно-экспериментальной работы. Цель деятельности школы на протяжение всего времени экспериментальной деятельности: определение и обоснование созданных  педагогических условий, которые обеспечат  формирование у учащихся системы общеучебных, исследовательских умений и  навыков, способов самостоятельной деятельности, формирование социальной толерантности, создание творческих проектных мастерских разновозрастных детей, приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Проблемное поле работы заключается в том, что метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности.

Для эффективной работы педагогов по проектной деятельности  на базе школы были организованы и проведены  семинары «Совместная проектная деятельность педагогов и учащихся», «Проектное обучение. Метод проектов», созданы творческие группы чителей.

Проблема, цель обусловили   следующие задачи работы:

  • Разработать учебные исследовательские проекты.
  • Составить методические рекомендации по организации учебных исследовательских проектов в процессе обучения.
  • Создать дидактический материал (инструктивные карточки, задания и др.) для проведения исследовательских проектов.
  • Определить критерии оценки подготовленности учителя для проведения проектного обучения.
  • Создать условия для формирования и развития общеучебных и специальных умений и навыков путем проведения курсов по выбору.
  • Разработать комплекс показателей, определяющих качественную оценку достижений ученика, провести мониторинг эффективности реализации работы экспериментальной площадки.

В режиме эксперимента в Люблинской средней школе  работают 9 учителей: Прокоп А.В., Мануленко В.В., Зыкова Н.В., Кислюк А.А., Зыкова Н.Ю., Шлома И.Н., Кистнер Т.Д. , Акутина Т.Н., Веверица И.В.

В 2015-2016 году экспериментальная  деятельность  осуществлялась на уроках литературы 2-4, 5, 6 классы, уроках истории 5, 9, 10 классы, уроки географии 9-10 классы.

Для более плодотворной работы в данном направлении были выделены часы из школьного компонента учебного плана на следующие занятия:

  1. «Неизведанное в стране литературы» – 4 класс
  2. «Человек и компьютер» – 3-4 кл
  3. «Мир мультимедийнных технологий» — 5 кл.
  4. «Я – исследователь» – 9-10 кл.

Положительным результатом можно считать, что в 2014-2015  учебном году из 5 учащихся школы на районной олимпиаде по предметам учащиеся получили 4 призовых места. В 2015-2016 учебном году 6 учащихся заняли призовые места. В результате экспериментальной деятельности педагоги школы более активно включились в инновационную деятельность через освоение и внедрение  проектной деятельности на своих уроках. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий учеников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, участники эксперимента пришли  к выводу,  что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.

Для продвижения данного опыта в более широком поле в школе был проведен  районный семинар «Проектная деятельность: от замысла до реализации».

Посещение семинара позволило учителям района понять значение терминов «учебно-исследовательская работа», «проект», «проектная деятельность», а учителям  школы получить практический опыт повышения педагогического мастерства.

В рамках работы по эксперименту в 9 классе  учителем истории Акутиной Т.Н. в 2014-2015 учебном году был разработан курс по выбору по проектно-исследовательской направленности: «Я – исследователь». В процессе  работы  возникла идея создания проекта «От ученика к ученику». Так как материал программы по истории Казахстана 10 класса и 6 класса имеет общие темы   учащимся 10 класса для разработки проектов  были предложены темы по истории  древнего Казахстана (племенные союзы). Учащихся раздели на группы, где каждая группа должна разработать  и провести в 6 классе  презентацию своего проекта. Таким образом, данный проект позволяет реализовать не только развитие умения работать по проекту, но и организует профориентационную работу, подготовку учащихся к итоговой атестации. На данный момент были представлены два проекта: «Эпоха бронзы на территории Казахстана» (урок-проект), «Эпоха железа на территории Казахстана. Саки».

Для продвижения данного опыта в более широком поле в школе уже второй год проводится  « Ярмарка педагогических идей», где педагогами были даны около 30 уроков    с использованием по проектной деятельности. В школе работает научное общество учащихся «Искатели», проведена конференция социальных проектов «Я – исследователь».

Вопросы опытно-экспериментальной работы школы рассматривались на заседаниях методического объединения школы, педагогическом совете, на областном вебинаре  по теме «Особенности содержания и организации исследовательской деятельности в начальной школе», на Ученом Совете ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области».

Разработки учителей по проектной технологии размещаются на сайтах Инфоурок, мультиурок, принимали участие в  конкурсах «Лучшая методическая копилка учителя начальных классов»,  «Лучший урок».

Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации творческой и познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защите групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности.  Анализ работы над проектом показал, что наблюдается положительная динамика по формированию положительной мотивации, направленной на развитие творческой активности обучающихся, повысился процент учащихся участвующих в разнообразных конкурсах разного уровня, участие в выставках и в разработке  индивидуальных творческих проектов.

2017 год – год   анализа и обобщения полученных в ходе эксперимента данных, разработка методических пособий по теме эксперимента.

 

Данильченко Галина Ивановна
ФАО «
«Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской  области»
Костанайская область
г. Костанай

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.