Home » Баяндамалар » Развитие функциональной грамотности с учетом психологического комфорта ученика на уроке, как одно из условий развития личности

Развитие функциональной грамотности с учетом психологического комфорта ученика на уроке, как одно из условий развития личности

В Послании Президента Республики Казахстан  Н. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая  модернизация — главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.

Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной.  Она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность, заинтересованными во всё более самостоятельном познании. А отсюда изменилось отношение учителя к смыслу учебной деятельности и к ученикам, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся.   Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Есть много определений, рассмотрим некоторые из них:

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?

В развивающей системе обучения, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

А для этого, урок, как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника:

— психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

— социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т. д.);

— физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т. д.);

—  несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, стрессовая тактика педагогических воздействий;

-нерациональная организация образовательного процесса,  в особенности режима движений, отдыха, питания.

-предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

-изматывающие, издергивающие  нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

-педагогический  и родительский  «психоз» отличных отметок, нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение;

-недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его.

Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика. Разумная и полезная деятельность всех на уроке.

Здоровье ребенка зависит от многих факторов. Одним из них является психологический комфорт. Но мы не всегда придаём ему значение. Очень часто психологический дискомфорт возникает в результате потребностей ребенка. Прежде всего, сюда относится известный феномен, когда ученик лишен материнского внимания и заботы, в результате чего наблюдается задержка в его психическом и физическом развитии. При авторитарном стиле воспитания со стороны родителей, учителей школы дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Эти потребности, приводящие к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение с взрослыми и сверстниками, отказываются от контакта с незнакомыми им людьми, в ситуации школьного обучения не отвечают на вопросы, т. к. боятся допустить ошибку, за которой может последовать наказание. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение еще не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям. Любовь, нежность и забота, полученные в детстве в семье, позволяют человеку стать сильным духом, стойко переносить тяготы жизни и проявлять себя незаурядной личностью.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ученик должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует   веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, задания по выбору, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, подходящую для развития личности.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А. С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова — неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками –  важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет — все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.  При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату: учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса. Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у  кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно.

Помните слова Н. А. Добролюбова о том, что справедливый учитель — это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

 Нуршанова Анна Кусаиновна,

учитель физики и математики,

СОШ № 18, г. Павлодар.

Жаукенова Бибигуль Амерхановна,

ст.преподаватель АО НЦПК

 «Өрлеу» ИРКПР по Павлодарской области

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.