В настоящее время всё большую популярность приобретают занятия в тренажёрном зале среди подрастающего поколения. Это связано с тем, что в средствах массовой информации, в кинематографе, на рекламных таблоидах пропагандируется здоровый образ жизни, в частности, культ атлетичного тела. В результате этого многие учащиеся стремятся поддерживать свои мышцы в тонусе с раннего возраста, это обусловило актуальность работы секции тренажёрного зала.
В стенах Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Караганды функционирует тренажёрный зал, где у учащихся есть возможность позаниматься на различных видах тренажёров, каждые из которых развивают определённую группу мышц. Учащиеся систематически посещают секцию 4 раза в неделю. Можно отметить, что учащиеся активно занимаются в процессе тренировочного цикла занятий. Каждый учащийся проявляет свои умения, навыки и знания в разных подготовительных упражнениях. Необходимо заметить, что перед основными упражнениями следует разогреть мышцы тела бегом и начальной разминкой (прыжки со скакалкой). Соответственно возрасту, физическим способностям, учащимся даётся определённая программа, составленная тренером. Также осуществляется дифференцированный подход к регулярным занятиям, тем самым давая учащимся упражнения разных уровней сложности, чтобы ученик понимал всю суть основы тренировочных занятий и применял свои наработанные навыки в будущей перспективе. Этот подход эффективен тем, что учащиеся постепенно осваивают заданный материал тренером. К примеру, у учащихся с 7 по 9 классы реализуются физические навыки в следующих видах упражнений: подтягивание на перекладине с помощью партнёра (это упражнение в младших классах даётся нелегко), поэтому рядом стоящий партнёр помогает выполнять подтягивание на последних разах. Ещё одним из эффективных заданий является выпад с гантелями. В этом упражнении учащиеся, держа гантели в руках, делают выпады поочерёдно правой и левой ногами, усиливая постепенно мускулатуру ног в целом. Следующее упражнение из программы — поднимание туловища на верхние пучки пресса. В этом упражнении в зависимости от способностей и выносливости предоставляется разная нагрузка с подниманием веса на груди (где-то от 5 до 10 кг и выше). Учащимся с 10 по 11 классы даются упражнения более сложные, они называются базовые. К ним относятся такие, как жим лёжа штанги широким хватом на горизонтальной скамье. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, необходимо выполнить 2-3 подхода по 10-15 повторов с минимальным весом — это способствует разогреву мышц к более большим нагрузкам (кг). Нужно помнить, что при выполнении рабочих подходов со средним либо с максимально большим весом гриф с весом нужно опускать медленно, а выжимать быстрым и мощным движением вверх. Данное упражнение развивает область больших грудных мышц, при жиме от груди вверх усиленно работают трёхглавые мышцы трицепса, приседание со штангой эффективно тем, что именно при приседе со штангой напрягаются абсолютно все мышцы, но главное при подымании веса со штангой вверх — не заваливать вперёд корпус верхней части тела, при этом включены следующие мышцы: четырёхглавая мышца бедра, средняя и большая ягодичная мышца бедра, и другие мышцы. Третьим базовым упражнением является становая тяга. При выполнении этого упражнении задействованы почти все мышцы тела, такие как разгибатели спины, ягодицы, четырёхглавая и двуглавая мышцы бедра, широчайшие мышцы спины, трапеции, задние пучки дельтовидных мышц, предплечья и бицепсы. Учащийся при демонстрации упражнения должен осуществлять правильное дыхание, при усилии выполнения упражнения -делать выдох. Важно отметить, что при выполнении базовых и подготовительных упражнений рядом должен находиться партнёр, который будет подстраховывать. При выполнении обязательно давать дозировку: 4 подхода от 8 до 12 повторов в упражнениях. Однако следует, учитывать, что существует много других упражнений, где также важно правильно распределить нагрузку, учитывая возрастные особенности учащихся. В конце выполненной программы последнее упражнение необходимо сделать на растяжку всего тела, к примеру, вис на турнике способствует улучшению растяжки позвоночника и мышц всего тела.
Все тренировки проходят под чётким наблюдением тренера. В процессе занятия учащийся получают инструкции и рекомендации тренера, при необходимости показывает упражнения. В качестве наглядного примера упражнений используются информационно-коммуникационные технологии. Например, использование различных видеороликов, в которых показывают пошаговые инструкции выполнения различных упражнений. Кроме того, что видео выполняет наглядную функцию, но ещё повышают мотивацию среди учащихся так, как зачастую в этих видеороликах показаны известные спортсмены. Также информационно-коммуникационные технологии можно использовать интернет для поиска дополнительной информации, к примеру, интересные комбинации, программы упражнений: разводка с гантелями, жим сидя с гантелями, разводка с гантелями лёжа на горизонтальной скамье, жим ногами, разгибание ног сидя, сгибание ног лёжа на тренажёре, тяга верхнего блока к груди и за голову и многие другие упражнения, где учащиеся развивают свои физические качества, такие как сила, выносливость, при данных упражнениях. К результатам систематических тренировок можно отнести укрепление здоровья, увеличение мышечной массы, развитие физической выносливости, силы воли.
В дальнейшем планируется продолжить работу секции и привлекать все большее количество учащихся к занятиям в тренажёрном зале.
П. А. Трофимчик, учитель физической культуры,
Назарбаев Интеллектуальная школа,
Химико — биологического направления,
г. Караганда