В государственном образовательном стандарте РК выделены основные линии личностного развития студентов: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого студента, при котором сам студент становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы студентов в различных видах деятельности.
Наше время — это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Поэтому развитие творческой инициативы студентов является важнейшей задачей современного образования. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности студента, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Музыкально -творческая деятельность, как форма проявления творческой инициативы студента обеспечивает ее эффективное формирование на основе сотворчества педагога и студента, самостоятельного поиска и максимальной реализации его творческих задатков.
Исследование процесса формирования творческих способностей и творческой инициативы становится продуктивным на основе теории учебной деятельности (В. В. Давыдов, Г. И.Щукина, Д. Б.Эльконин), анализа роли творческой деятельности в учебном процессе (К. А.Абульханова-Славская, Б. Г.Ананьев, С. Л.Рубинштейн)
Творческая деятельность рассматривается в психологии (П. К.Анохин, Л. С.Выгодский, В. А.Зинченко), как сложный комплекс различных психологических процессов. Наряду с мышлением она объединяет широкий круг психических явлений – мотивы, эмоции, память, волю, способности.
В настоящее время существует немало новых программ, где особое внимание уделяется развитию творчества. Их авторы Ю Ю. Алиев, Л. Школяр, Л. Виноградова и другие.
Что мы понимаем под творчеством? Творчество – это создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей Творчество музыкальное – это создание качественного нового (произведения, исполнения, исследования) в любой области музыкального искусства, отражающего в образно-неповторимой форме существенные черты действительности.
Творческая инициатива – двигатель прогресса. Без нее не может быть новых изобретений, новых открытий.
Инициатива – почин (начинание), внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. А предприимчивость одно из основных качеств, сопутствующих успеху в современном мире. В самом понятии «инициатива» заложено движение.
Проблема формирования творческой инициативы студента в музыкально -творческой деятельности является весьма значимой. Работая над этой проблемой, я столкнулась с инертностью и даже сопротивлением.Убедилась в том, что творческая активность студентов, проявляется лишь в том случае, когда они уверенны в нашей заинтересованности и стимулировании инициативы.
Развитие творческой инициативы преодолевается путем методичного и настойчивого убеждения в том, что творческая инициатива необходимо для раскрытия духовных сил, потенциала, таланта, для утверждения личности.
Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, нужно учить творчеству.
Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно, с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей нам выбирать свою собственную траекторию обучения.
Касательно своего предмета «Постановка голоса», хочу отметить, что на данном этапе, использую различные технологии:
* здоровье сберегающая,
* технология творчества.
* технология в режиме «Мастер- класс»
*развивающее обучение.
В отличие от традиционной структуры учебного занятия (показ –объяснение, вокально–техническая работа и оценка) теперь на уроках постановки голоса, работая по новой программе «Эффективное планирование, обучение и преподавание» цель направлена на ожидаемый результат, а также рефлексия целостного педагогического процесса теперь усилена рефлексией каждого этапа формирования творческой активности.Этому сопутствует использование разнообразных методов и приемов обучения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, упражнение, слушание, исполнение, показ, демонстрация, создание проблемных ситуаций, обратная связь, процесс наблюдения, самооценка), сопровождающихся в общении эмоциональной отзывчивостью, доброжелательностью, свободой мнений.
Чтобы добиться хороших результатов необходимо тесное взаимодействие: педагога, концертмейстера и студента.Достигается это посредством сотворчества в ходе совместного поиска в учебно-воспитательной деятельности.
Воспитывая творческую активность, мы очень чутко, заинтересованно и с уважением относимся к мнению студента, к его эстетическим понятиям и вкусам. Владея силой убеждения, постоянно конкретизируем, концентрируем и направляем студента. Помощь проявляется не только в словесных пояснениях, но и в искренней заинтересованности нас в результатах плодотворной работы. У студента, чувствующего нашу поддержку, появляется как бы ответная эмоциональная реакция, самое главное качество, необходимое для совместной плодотворной работы–доверие и уважение.
Огромную роль в развитии творческой инициативе играет правильно организованная внеклассная деятельность. Она открывает перед нами широкие возможности, как для активизации музыкального и вокального мышления, воображения, эмоционального восприятия и отзывчивости студента, так и для формирования его профессиональных качеств: инициативности, наблюдательности, внимания, целеустремленности необходимых ему в дальнейшей творческой работе в качестве музыкального руководителя в дошкольном учреждении и учителя музыки в школе. Так же по развитию творческих способностей и творческой инициативы студентов включает в себя такие мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Особенно студентам запомнились такие мероприятия как «Угадай мелодию», «Нам песня строить и жить помогает», традицией стало ежегодное проведение конкурса вокалистов.
Творческая атмосфера и творческая инициатива не появится сама собой. Для того чтобы творческий потенциал студентов мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести их в настоящую творческую деятельность. Всячески поощрять инициативу обучающихся: выступления на смотрах, концертах, фестивалях.
Для развития творческой инициативы нужно:
1. давать (снимать Страх «не справлюсь»)
2. поощрять различные творческие начинания
3. поддерживать инициативу
Условия развития творческой инициативы и творческого самовыражения:
— формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
— создание ситуации успеха для каждого студента: «Это очень просто, я тебе помогу»;
— предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки творческой инициативы необходимо:
1. дать возможность участвовать в выборе песни;
2. наличие сценических костюмов;
3. не критиковать результаты деятельности студентов и его самого как личность;
4. совместный выбор пластического интонирования;
5.приветствовать даже минимальные успехи студентов;
6. создавать для них все необходимые условия;
В заключении, хочется отметить, что работая над развитием творческой инициативы студентов, мы достигли больших успехов в учебно-воспитательной деятельности.
Мониторинг успеваемости студентов по предмету «Постановка голоса», за четыре года обучения, выпускников прошлого года, свидетельствует о качественном росте процента успеваемости. Также можно судить и по достижениям: ежегодно, участвуя в Дельфийских играх, были награждены дипломами 1 степени, мы завоевали 2 бронзовые, 2 серебренные и 2 золотые медали. Наши студенты участвуют и занимают призовые места не только в городских, республиканских конкурсах, но и в международных конкурсах.
Развивая творческую инициативу студентов, процесс обучения и воспитания будет наиболее интересным, эффективным, результативным.
З. К. Уразбекова,
преподаватель Гуманитарного колледжа,
Предмет «Постановка голоса»,
г. Астана