Home » Баяндамалар » Развитие мышления у детей с легкой степенью умственной отсталости посредством блоков Дьенеша на уроках математики

Развитие мышления у детей с легкой степенью умственной отсталости посредством блоков Дьенеша на уроках математики

На сегодняшний день тема является актуальной, так как, недостаточно сформированные познавательные процессы младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, в том числе и мышление, зачастую являются главной причиной трудностей, возникающих у детей данной категории при обучении в школе, что приводит к школьной дезадаптации. Развитие мышления помогает им овладеть информацией, понять, запомнить её и воспроизвести, т.е. справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Сегодня эту проблему затрагивает и закон «Об образовании в РК». В главе 3 «Образовательные программы и уровни образования», в статье 20 «Специальные образовательные программы» в пунктах 1, 2, 3, 4 говорится об образовании детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии и нуждающимся в длительном лечении.

В структуре познавательной деятельности умственно отсталых школьников мышление занимает особое место, поскольку, с одной стороны, именно в мышлении наиболее отчетливо проявляются своеобразие и недостатки всей их познавательной деятельности, а с другой стороны, как подчеркивал Л.С. Выготский, «…центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций является развитие мышления»

Несформированность мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет отрицательное отношение этих школьников к познавательной деятельности.

Характеризуя мышление умственно отсталых детей, акцентировать стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его абсолютно неудовлетворительную эластичность. Именно следственно использование имеющихся умений в новых условиях, вызывает у школьников затруднения и зачастую приводит к ошибочному выполнению задания.

У аномальных детей мышление подчинено тем же закономерностям, как и при развитии нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразное развитие аномальных детей.

При нарушении главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются замедленная обучаемость ребенка, слабая любознательность, плохая восприимчивость к новому.

Применение знаний, в связи с этим, в новых условиях вызывает у детей трудности и приводит к ошибочному выполнению задания. Наиболее доступно умственно отсталым школьникам наглядно-действенное мышление. Такие дети испытывают трудности при сложении несложных разрезанных картинок или правильно заполнить доску Сегена. У умственно отсталых учащихся слабо развиты практические действия, что вызвано нарушениями моторной сферы. У младших школьников действия с предметами носят импульсивный характер, они не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.

Наиболее эффективным дидактическим материалом для развития мышления младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках математики являются являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Игры и упражнения с данным материалом  доступно, дает возможность наглядно знакомить детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.  Логические блоки   Дьенеша развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также   восприятие, память, внимание и воображение. Играя с такими блоками, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от двух-трех лет.

Логические блоки Дьенеша — абстрактно-дидактическое средство. Детей с умственной отсталостью в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Игры с логическими блоками позволяют:

– Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

– Развивать пространственные представления.

– Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

– Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

– Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

– Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

– Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

– Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

– Развивать речь.

– Успешно овладеть основами математики и информатики.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости имеют следующие особенности:

— нарушение основных операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования, конкретизации)

-некритичность к себе и своим действия;

-не способность адекватно оценить свою работу;

-часто не понимают инструкцию к выполнению задания;

-не могут свободно использовать слово как средство осмысления ситуации;

— им сложно составить связный рассказ, часто рассказ сменяется простым перечислением предметов;

-не понимают подтекст, скрытого смысла;

— не могут исключить предметы не подходящие под категорию;

— при пересказе знакомого теста допускают много ошибок, рассказывают о явлениях не встречающихся в рассказе.

Данные выводы свидетельствуют о необходимости коррекционно-педагогической работы по развитию мышления детей данной категории, в нашем случае, посредством логических блоков Дьенеша.

 

Ишмухаметова Мадина Анатольевна,

специальность дефектология

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.