мастер п/о К.К. Кожахметов
ГККП «Колледж транспорта и коммуникаций
Основной формой учебного процесса студентов в мастерских колледжа является урок производственного обучения.
Если урок теоретического обучения составляет 80 минут, то продолжительность производственного обучения составляет 6 часов. За эти 6 часов обучения студенты изрядно устают. В этом отношении важное значение имеет положительный характер отношений между мастером и студентами, а также между самим студентом в процессе производственного труда. Основными путями повышения активности студента в процессе производственного обучения является:
— чёткая и понятная для студента цель обучения;
— содержание урока
— грамотное проведение вводного, текущего и заключительного инструктажа;
— уяснение связи между теорией с практикой;
— формирование у студента познавательного интереса;
— создание климата, исключающих чрезмерную напряжённость и отрицательные качества работы.
Чтобы студенты активно участвовали в процессе производственного обучения, надо сформировать у студентов самостоятельность, упорство в труде, творческое отношение к техническому процессу, повысить стремление к самообразованию, а также научить ихпередовым приёмам и методам труда. Сам урок производственного обучения должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
В процессе инструктажа на уроке производственного обучения для проверки теоретических знаний студентов, а также закрепления знаний. спец технологии, расширения и использования их в ходе выполнения учебно – производственных работ мастер проводит с группой беседу.
Так, в процессе рассказа, объяснения мастера или демонстрация им различных приёмов, а также ответов на его вопросы, студенты постепенно приобретают навыки участия в беседе. Этим мастер убеждается, в какой степени активно студенты участвуют в беседе.
Одним из путей повышения активности студентов на уроке производственного обучения является опрос студентов, почему данный трудовой процесс или операция выполняется именно так, а не иначе, это понимание должно основываться на логической связи изучаемых процессов и операции, с теми научными закономерностями, которые лежат в основе данного технологического процесса.
Для этой цели мастер производственного обучения должен иметь техническую документацию на каждое изделие и каждое новое изделие изготовлять самому.
Заключительная часть может представлять коллективное обсуждение результатов выполненных производственных работ в виде комментариев и мнения студентов о самостоятельно изготовленных изделиях. В результате, у студентов можно наблюдать последовательный рост степени преодоления познавательных трудностей. Такой подход к делу помогает соединить усилие мысли с работой рук, развивает ценнейшие качества! При этом урок становится более радостным и приятным, обогащает и облагораживает духовный мир студентов. К числу таких качеств относится умение выполнять трудовое задание разными способами в зависимости от производственно- технических и технологических условий на основе использования не только знаний и умении производственного характера, но и применение соответствующих научных знаний, усвоенных на уроках производственного обучения.
С этой целью в процессе производственного обучения мастер перед выполнением производственного задания показывает студентам чертежи, знакомит с техническими условиями выполнения задания, раскрывает весь комплекс операции, их которых складывается технологический процесс, объясняет значение каждой детали, показывает взаимосвязь между отдельными частями механизма, раскрывают возможные способы выполнения задания. На уроках мастер раскрывает естественно – научные основы технологических процессов, учит студентов работать со справочниками и технической литературой.
Сами студенты подробно изучают приемы и методы работы, обсуждают выполненные мастером или самими студентами работы, а также способы выполнения предстоящих заданий, усваивают сущность отдельных сторон технологических процессов на основе знаний, полученных ими на уроках спецтехнологии. Это обеспечивает успех в решении практических задач в процессе производственного обучения и повышении активности студентов.
Здесь уместно вспомнить, что знание человека складываются из двух частей- данных непосредственного опыта и результатов познавательной деятельности. Результаты непосредственного опыта- это те впечатления, знания которые человек получает не из книг, не со слов других людей, а при непосредственного соприкосновении с изучаемыми предметами, при непосредственном наблюдении изучаемых явлений. Именно этот источник знаний очень важен для развития творческих способностей студентов в процессе их обучения. Одной из причин пассивности студентов на уроке производственного обучения может быть теоретический просчёт мастера, а следовательно, неумение выбрать необходимые знания и связать их в единое целое для обоснования данного производственного процесса. Трудовая деятельность студентов выступает здесь как критерии правильности и теоретических предпосылок. Этот факт сам по себе играет важную роль в решении вопроса по развитию познавательных способностей студентов в процессе урока производственного обучения. Кроме того, используя приобретённые знания по основам наук, студенты проверяют достоверность этих знании опытом и, получив ожидаемые результаты, находят подтверждающие истинность своих знаний: в случае же неудачи обнаруживают изъяны и ошибки в логике своих суждений. Наконец, процесс производственного обучения даёт возможность студентам узнать много новых явлений и закономерностей. Так, например, студенты нередко отыскивают причины перебоев в работе в станков, двигателей и т.д. Это требует установления причинно- следовательных связей. Каждый шаг в решении такой задачи представляет собой выяснения свойств предметов и их взаимосвязи, а также явлении и закономерностей, лежащих в принципе работы того или иного устройства. Таким образом, на уроке производственного обучения, студенты дополняют и обогащают свои теоретические знания, расширяют область их применения. Жизненно- познавательную деятельность учащихся в процессе урока необходимо постоянно поддерживать и развивать. Полезными здесь могут быть вопросы и задачи, которые мастер п/о будет задавать перед студентом в ходе выполнения п/o. Усвоив определенные знания и научившись их применять, а также овладев некоторыми профессиональными навыками, студент начинает оперировать определенными понятиями, сопоставлять их, приводить в соответствие с поставленной целью, создавать схемы, модели и др., он начинает изобретать, вносить рациональные предложения.
Активность студентов на уроке п/о зависит от профессионального уровня мастера. От того, насколько мастер п/о умело может показать область использования изучаемого понятия, закона, и не только показывать, но и научить пользоваться с этим законом, от правильного руководством трудом студентов, от содержания учебного материала и труда. Без умения читать чертежи, схемы, т.е. без графических знаний невозможно успешного выполнения операции по изготовленного изделия, что непосредственно влияет на активность, студенту не интересно и он только отбывает урок. Во многих случаях студент выполняет производственные операции без знаний научных основ техники и технологии.
Обрабатывая деталь на станке, студент, например, не всегда знает его кинематику, теорию резания и т.д. Но такой труд не будет интересен, если не способствует развитию самостоятельности и творчества при выполнении не только производственных, но и учебных заданий.
Таким образом, активность студентов в процессе п/о зависит от качества знаний и практической подготовки студентов. Её претворение в практику требует серьезной, тщательной подготовки к урокамсо стороны мастеровп/о.