Грицинина И.В.
Заведующая библиотекой
Филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Жамбылской области
Современные школьные библиотеки начинают меняться под влиянием реформ происходящих в сфере образования. При этом задачи перед школьными библиотеками остаются прежними: пропаганда библиотечного фонда, формирование культуры чтения подрастающего поколения, популяризация книги. Все выше перечисленные задачи ставят перед школьными библиотеками одну не менее значительную задачу : как сделать библиотеку максимально привлекательной и комфортной для детей и подростков? В этом и во много другом всегда придет на помощь Филиал АО НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области», который не однократно помогает библиотекарям области осваивать инновационные формы работы в библиотечной деятельности.
Библиотечный семинар-практикум «Библиотечный пиар: из опыта работы библиотек Жамбылской области», в котором приняли участие школьные библиотекари области, сотрудники областной детско-юношеской библиотеки, представители городских СМИ, оказался как нельзя кстати. Семинар был построен на переосмыслении всей рекламной деятельности библиотечной работы: внешнего вида библиотек, внутреннего его пространства, креативного информирования о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа библиотеки для своего читателя.
Сегодня все чаще мы стали говорить о рекламе в библиотеке, о пиар деятельности. Пиар или Public relations (Паблик рилейшнз) буквально переводится с английского как «связь с общественностью». PR в библиотеке – это способ создания и закрепления положительного имиджа библиотеки.
В своих выступлениях сотрудники библиотек осветили актуальные вопросы библиотечного пиара и рекламы, вопросы чтения и книги, позирования библиотек в обществе через сотрудничество с представителями СМИ. Множество примеров библиотечной рекламы было представлено во время семинара сотрудниками библиотек: печатная продукция, акции, колажи буккросинга, флэш-мобы и многое другое. Организаторы семинара осветили новые направления и формы работы с пользователями: создание облачных технологий, применение ІТ-технологий, использование медиа ресурсов. Участники семинара увидели практическое применение данных технологии в практической деятельности.
Эмоциональным оказался тренинг, проводимый преподавателями института «Искусство коммуникации», на котором библиотекари в игровой форме приветствовали друг друга; работали с метафорическими карточками для развития критического мышления и активизации познавательной деятельности.
Традиционно представлена информация у книжной выставки «Видимая, слышимая, узнаваемая библиотека-пиар в действии», на которой разместился накопленный библиотечный пиар библиотекарей — это памятки, листовки, статьи из периодических изданий, буклеты, фотографии о проводимых мероприятиях. Профессиональный интерес вызвал сборник «Работа клубов и кружков при школьных библиотеках Жамбылской области» (подготовленный библиотекой ИПК) в котором освещены практические наработки школьных библиотекарей по организации клубов и кружков в школьных библиотеках. Фактически, иллюстрированное издание стало хорошей библиотечной рекламой для школьных библиотек.
В заключении семинара состоялся круглый стол, во время которого шёл разговор о новых формах библиотечного обслуживания. В ходе работы была рассмотрена общая ситуация по привлечению подростков к чтению; проанализировано соотношение «что может предложить библиотека подростку» и «что хочет подросток от библиотеки»; представлен удачный опыт школьных библиотек по привлечению детей к чтению; затронуты вопросы комплектования библиотек; обсудили работу клубов при школьных библиотеках.
В рамках круглого стола был проведен тренинг: «Чтение и отношение к библиотеке». Участники разделились на две группы-читатели и библиотекари. Задачу, которою поставил тренер, заключалась в высказывании своего мнения о связи библиотеки и чтения. Библиотекари с азартом высказывали свое мнение, доказывали свою точку зрения по проблемным вопросам библиотечной деятельности.
Для участников семинара подготовлен раздаточный материал: «Безопасный интернет детям: памятка для детей и родителей», тест «Какой ты психолог?», буклет, фотоколлаж.
Организаторы семинара провели анкетирование , целью которого стало выявление мнения участников о проведении семинара, выяснения уровня удовлетворенности и отношения библиотекарей к даному мероприятию. Подводя итоги анкетирования можно констатировать следующее: участники практического семинара остались довольны организвацией семинара, для большинства респондентов библиотекам необходимо больше проводить мероприятий по организации положительного образа библиотек , выразили слова благодарности организаторам семинара и пожелали продолжение творческого союза библиотекарей с институтом повышения квалификации «Өрлеу». Все участники семинара получили сертификаты.
Во время семинара было понятно одно, школьные библиотеки общими усилиями создают желанный образ библиотеки-яркой, креативной, современной.