Home » Баяндамалар » Профессиональная компетентность и умения педагога в условиях обновления содержания образования

Профессиональная компетентность и умения педагога в условиях обновления содержания образования

                                                                                      Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».

Аристотель

Казахстан, выражая свои намерения интегрироваться в мировое образовательное пространство, проводит обновление содержания среднего образования. Школа – основной уровень системы образования, определяющий эффективную подготовку юных граждан к социализации, его способность учиться на протяжении всей жизни.

Главной фигурой в осуществлении любых преобразований в образовании является учитель. Современный учитель – это учитель профессионал, успешный, открытый для всего нового. Новые ценности требуют от него не только глубокого знания предмета, знания лучших методов обучения, но и путей качественного обновления его содержания – поиска и отбора таких средств обучения и воспитания, которые дадут возможность по-новому осуществлять учебно-воспитательный процесс.

Под профессионализмом учителя понимается особое свойство систематически и эффективно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Современной школе нужен такой учитель, который может научить ученика учиться, так как возник спрос не на «ученика знающего», а на «ученика умеющего, творческого». Такой ученик может брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Современный учитель – это:

— гармонично развитая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному совершенству;

—   умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

—     умеющий организовать рефлексивную деятельность;

—  обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, обладающий многогранностью интересов.

Переход на 12-летнее обучение позволяет выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям. Сегодняшним школьникам в будущем предстоит трудиться на процветание Казахстана. Внедрение инновационных форм и методов обучения в современную систему образования ставит учителя перед необходимостью повышать личностную и профессиональную компетентность.

Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности в условиях обновления содержания образования является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Современное общество испытывает стремительные перемены. На смену прежнему стилю жизни, приходит новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь…». Традиционный образовательный стандарт уже не удовлетворяет современным требованиям, не формирует самостоятельности мышления, а новая модель образования предъявляет новые требования. В связи экономическими изменениями, с изменением ситуации на рынке труда, всепоглощающей информатизацией общество нуждается в воспитании думающего, самостоятельного, креативного поколения, умеющего «учиться», адаптирующегося в постоянно изменяющейся информационной среде. В современном мире не актуальна формула «чем больше знаешь, тем больше можешь», потому что сами по себе знания могут оставаться невостребованными. Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, умело использовать их в жизненных ситуациях, развивая необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень которых, прежде всего, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии обучающихся.

Профессиональное развитие педагогов зависит от формирования потребности в постоянном пополнении и заполнении знаний, совершенствовании умений и навыков, превращении их в компетенции. Для чего? Для успешного сотрудничества в педагогическом сообществе, иметь в наличии языковые и ИКТ-компетенции, стремиться к обучению на протяжении жизни, быть толерантным, рефлексивная позиция, уметь корректировать свою деятельность, критически мыслить, готовность учиться и обучать других, быть способным вести исследовательскую работу, готовность к инновационным подходам, применять разные подходы к оцениванию результатов учащихся.

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. «Учитель до тех пор учитель, пока учится сам». Только постоянное обогащение знаниями, неослабимый интерес к трудам классиков педагогики, последним достижениям науки, приведут к успехам. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, определяющая результативность и эффективность труда, это сумма личностных и профессиональных качеств. Как же должна развиваться  профессиональная компетентность педагога? Учителю необходимо постоянно повышать уровень профессиональности: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой:

— работа в методических объединениях;

— исследовательская деятельность;

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

— различные формы педагогической поддержки;

— активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

— демонстрация собственного педагогического опыта и др.

Необходимы мотивация и создание благоприятных условий для педагогического роста. Учитель осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств, анализирует свой педагогический опыт, развивает навыки исследовательской деятельности. Развитие профессиональной компетентности ведет к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, непрерывно развивающегося и самосовершенствующегося:

—  самоанализ и осознание необходимости;

—  планирование саморазвития;

— самопроявление, анализ, самокорректировка.

Профессиональная компетентность педагога – готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, стремление к новому. Компетентность учителя – это слияние профессионализма и творчества. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Есть несколько способов повышения профессиональной компетентности педагога:

— курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные;

— аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;

— самообразование;

— исследовательская деятельность;

— инновационная деятельность;

— активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;

— использование современных методик, форм, видов, средств обучения, в т.ч. интерактивных;

— распространение опыта, создание собственных публикаций.

Согласимся с мнением Д.Б. Эльконина, «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Педагог в свете обновления содержания обязан обладать высоким уровнем сформированных компетентностей. Что же требуется от учителя? Это умение:

—  формулировать учебные цели для   достижения результатов;

—  строить  учебный процесс  по организации усвоения  учебного материала;

—  готовить учебные материалы  в соответствии с  учебными целями;

—  использовать  потенциал информационной среды для  учебного процесса;

—  создавать  условия для опережающего развития учащихся в  и личностно — деятельностной направленности;

—  создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

—  готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

—  оценивать текущие результаты, направленные  на достижение поставленных целей.

 

Жаналина Л.Е.,

старший преподаватель,

филиал АО НЦПК «Өрлеу», город Костанай

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.