Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле».
Аристотель
Казахстан, выражая свои намерения интегрироваться в мировое образовательное пространство, проводит обновление содержания среднего образования. Школа – основной уровень системы образования, определяющий эффективную подготовку юных граждан к социализации, его способность учиться на протяжении всей жизни.
Главной фигурой в осуществлении любых преобразований в образовании является учитель. Современный учитель – это учитель профессионал, успешный, открытый для всего нового. Новые ценности требуют от него не только глубокого знания предмета, знания лучших методов обучения, но и путей качественного обновления его содержания – поиска и отбора таких средств обучения и воспитания, которые дадут возможность по-новому осуществлять учебно-воспитательный процесс.
Под профессионализмом учителя понимается особое свойство систематически и эффективно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Современной школе нужен такой учитель, который может научить ученика учиться, так как возник спрос не на «ученика знающего», а на «ученика умеющего, творческого». Такой ученик может брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Современный учитель – это:
— гармонично развитая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному совершенству;
— умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
— умеющий организовать рефлексивную деятельность;
— обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, обладающий многогранностью интересов.
Переход на 12-летнее обучение позволяет выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям. Сегодняшним школьникам в будущем предстоит трудиться на процветание Казахстана. Внедрение инновационных форм и методов обучения в современную систему образования ставит учителя перед необходимостью повышать личностную и профессиональную компетентность.
Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности в условиях обновления содержания образования является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Современное общество испытывает стремительные перемены. На смену прежнему стилю жизни, приходит новый стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь…». Традиционный образовательный стандарт уже не удовлетворяет современным требованиям, не формирует самостоятельности мышления, а новая модель образования предъявляет новые требования. В связи экономическими изменениями, с изменением ситуации на рынке труда, всепоглощающей информатизацией общество нуждается в воспитании думающего, самостоятельного, креативного поколения, умеющего «учиться», адаптирующегося в постоянно изменяющейся информационной среде. В современном мире не актуальна формула «чем больше знаешь, тем больше можешь», потому что сами по себе знания могут оставаться невостребованными. Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, умело использовать их в жизненных ситуациях, развивая необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень которых, прежде всего, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии обучающихся.
Профессиональное развитие педагогов зависит от формирования потребности в постоянном пополнении и заполнении знаний, совершенствовании умений и навыков, превращении их в компетенции. Для чего? Для успешного сотрудничества в педагогическом сообществе, иметь в наличии языковые и ИКТ-компетенции, стремиться к обучению на протяжении жизни, быть толерантным, рефлексивная позиция, уметь корректировать свою деятельность, критически мыслить, готовность учиться и обучать других, быть способным вести исследовательскую работу, готовность к инновационным подходам, применять разные подходы к оцениванию результатов учащихся.
Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. «Учитель до тех пор учитель, пока учится сам». Только постоянное обогащение знаниями, неослабимый интерес к трудам классиков педагогики, последним достижениям науки, приведут к успехам. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, определяющая результативность и эффективность труда, это сумма личностных и профессиональных качеств. Как же должна развиваться профессиональная компетентность педагога? Учителю необходимо постоянно повышать уровень профессиональности: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой:
— работа в методических объединениях;
— исследовательская деятельность;
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
— различные формы педагогической поддержки;
— активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
— демонстрация собственного педагогического опыта и др.
Необходимы мотивация и создание благоприятных условий для педагогического роста. Учитель осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств, анализирует свой педагогический опыт, развивает навыки исследовательской деятельности. Развитие профессиональной компетентности ведет к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, непрерывно развивающегося и самосовершенствующегося:
— самоанализ и осознание необходимости;
— планирование саморазвития;
— самопроявление, анализ, самокорректировка.
Профессиональная компетентность педагога – готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, стремление к новому. Компетентность учителя – это слияние профессионализма и творчества. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.
Есть несколько способов повышения профессиональной компетентности педагога:
— курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные;
— аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию;
— самообразование;
— исследовательская деятельность;
— инновационная деятельность;
— активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;
— использование современных методик, форм, видов, средств обучения, в т.ч. интерактивных;
— распространение опыта, создание собственных публикаций.
Согласимся с мнением Д.Б. Эльконина, «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Педагог в свете обновления содержания обязан обладать высоким уровнем сформированных компетентностей. Что же требуется от учителя? Это умение:
— формулировать учебные цели для достижения результатов;
— строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;
— готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;
— использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;
— создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно — деятельностной направленности;
— создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
— готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
— оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.
Жаналина Л.Е.,
старший преподаватель,
филиал АО НЦПК «Өрлеу», город Костанай