Home » Мақалалар » ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РК

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РК

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле

 ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»

К. Д. Ушинский

          Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Сегодня мало дать воспитанникам систематизированные знания, соответствующие умения и навыки, необходимые для их дальнейшего успешного обучения в школе. Не менее важно научить их ставить и достигать цели, действовать нестандартно. А для этого нужен новый педагог, умеющий мыслить креативно, применять в обучении нестандартные подходы, стремительно саморазвиваться, принимать новшества как данность.

Ведущей целью педагогического образования в настоящее время становится содействие развитию профессиональной компетентности педагога. В Плане нации «100 конкретных шагов» предусмотрены шаги, направленные на обновление содержания образования. Они включают такие вопросы, как поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования в старшей школе, вузах и другие. Данные нововведения продиктованы самой жизнью, требованиями нашего времени и послужат развитию Казахстана, повышению конкурентоспособности на мировой арене.

В условиях обновления содержания среднего образования к профессиональной компетентности педагога предъявляются качественно новые требования. Учитель становится ключевой фигурой осуществления изменений. От уровня понимания им основных идей происходящих инновационных процессов, от его готовности осуществлять эти изменения зависит эффективность обновления казахстанской школы. В данной ситуации возрастает мера ответственности самого педагога и системы повышения квалификации.

За последние годы в Казахстане проведен целый ряд институциональных реформ по повышению статуса педагога, по поддержке учителя в его постоянном профессиональном развитии. К вновь созданным инструментам развития относится и переформатированная система повышения квалификации педагогических работников.

На основе анализа документов и материалов государственных образовательных стандартов общего среднего образования рассматриваются методические основы подготовки учителя к реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы в системе повышения квалификации.

Сегодня перед учителем стоит важнейшая задача воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире. Достижение этой задачи невозможно, если учитель сам не готов к условиям быстро изменяющегося мира.

При этом можно отметить, что смещаются акценты с «Чему учить?» (обновление содержания) в большей степени на «Ради чего учить?» (ценности образования) и «Как учить?» (обновление средств обучения); ориентация на достижение не только предметных результатов, но прежде всего личностных и метапредметных результатов; изменения системы оценки достижения, планируемых результатов, освоения основной образовательной программы, в том числе не только оценки индивидуальных достижений обучающихся, но и деятельности педагога образовательного учреждения.

Изменения будут происходить и в подходах к пониманию и оценке профессиональной педагогической компетентности, так как современный педагог должен уметь проектировать и организовывать образовательный процесс в соответствии с системно-деятельностным подходом, уметь проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий у обучающихся своего класса, уметь исследовать уровень достижения как предметных, так и личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы.

Естественно, что любое кардинальное преобразование подходов к образованию предполагает преобразования в деятельности учителя, означая необходимость профессиональной переподготовки, повышение уровня его квалификации. Поэтому, учитывая направленность Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы на внедрение новых механизмов профессионального развития педагогических кадров страны, ключевым аспектом в практике учителя становится исследовательская деятельность.

Анализ новой квалификационной характеристики учителя позволяет обозначить ряд позиций: учитель должен иметь базовое профессиональное образование, необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической и исследовательской культуры, владеть современными образовательными технологиями, сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. К данному портрету хотелось бы добавить педагогические принципы Константина Дмитриевича Ушинского, которых должен придерживаться современный учитель:

  1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.
  2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.
  3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли – естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.
  4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни познания. Что весьма гармонично нашли отражение в обновленной программе содержания образования и активно внедряются в учебно-воспитательный процесс всех видов общеобразовательных школ Казахстана.

 

Ыбышева Алмагуль Сейтжановна,

 ст.преподаватель кафедры

«Педагогики и инклюзивного образования»

 ФАО «НЦПК «Өрлеу»

РИПКСО. г. Алматы

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.