Home » Мақалалар » «Проводники в электрическом поле»

«Проводники в электрическом поле»

Сабитова Сулушаш Аймаковна

Учитель физики и математики

школа-лицей №59, г. Астана

Тема:  «Проводники в электрическом поле»

План интегрированного урока физики и  самопознания в 10 «В» классе

Ценность: праведное поведение.

Качества: ответственность за свое будущее и готовность к сотрудничеству, навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский.

Цели:

Образовательная: формирование представления о проводниках; обеспечение в ходе урока понимания учащимися свойств проводников с точки зрения электронной теории;

Развивающая: способствовать развитию познавательной активности, образного мышления; способствовать дальнейшему развитию умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, исследовать аналогию между физическими и духовными законами.

Воспитательная: воспитание чувства ответственности и готовности к сотрудничеству; приобретение навыков общения и самоорганизации; способствовать формированию научного мировоззрения, расширение представлений учащихся об аналогии физических и духовных законов, о единстве природы и человека, об ответственности человека за свое будущее.

 

Ход урока:

І.  Орг. момент. — Здравствуйте, ребята!

     Позитивный настрой на свет

Расслабьтесь и отпустите все имеющиеся у вас мысли и заботы о вещах, которые сегодня нужно сделать. Дышите медленно и глубоко. Слушайте спокойствие и мир, которые находятся внутри вас. Теперь представьте себе, что в центре вашей груди появился очень яркий источник света. А теперь позвольте этому свету, излучающегося из вашего сердечного центра в середине груди, стать ярче и больше. Свет заполняет все ваше тело.  Заметьте, как преображаются ваши мысли, как вы сами становитесь более любящими и понимающими, ибо вы сами становитесь светом. Вы становитесь проводниками света, любви, знаний, истины. Посидите еще немного в этом состоянии.

 ІІ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания:

1.Объявление темы урока:                                                                                                                               Ребята, запишите в тетради тему урока: “Проводники в электрическом поле”. На этом уроке мы рассмотрим поведение в электростатическом поле веществ, которые  проводят электрический ток (проводники). Также мы проведем исследование аналогии между физическим и духовным мировоззрениями  по данной теме. Далее учащимся сообщается план урока .

А) Игра: «Проводники знаний» (по кругу учащиеся задают вопросы друг другу) —

Б) Упражнение: «Угадай-ка!»  Физические формулы

 

СодержаниеФормулы
1Напряженность  (силовая характеристика поля) 
2 Потенциал электрического поля (скалярная величина) – (энергетическая характеристика поля) 
3Работа электрического поля
4Связь между напряженностью и потенциалом

 

 
  

Групповая работа — проверка

В) Проверка д/з. Тест. Электростатика

1. Два заряженных тела, имеющих заряды 5мкКл и -23 мкКл, привели в соприкосновение, а затем переместили  на то же расстояние. Определите величины зарядов на каждом из тел после этого. Размеры тел одинаковы.

А) 9 мкКл; Б) 18 мкКл; В) -9мкКл; Г) -18мкКл.

2. Два тела, имеющие равные отрицательные заряды, отталкиваются в воздухе с силой 0,9 Н на расстоянии 8 см. Определите число избыточных электронов на телах.

(k=9·109Н·м2/Кл2)  Заряд электрона равен 1,6·10-19 Кл.

А)  24·1024; Б)  5·1015; В)  5·1024; Г) 4·10-15.  Д) 5∙1012

3. Электрический заряд 1 мкКл был перенесен из одной точки поля в другую. Какова разность потенциалов этих точек, если работа, совершенная при переносе заряда, равна 0,6 мДж?

А) 200 В; Б) 600 В; В) 60 В; Г) 6000 В.

 

Тест. Электростатика

1. Заряды двух туч равны 10 мКл и 16 мКл. Найдите расстояние между ними, если они взаимодействуют с силой 1,6 кН (k=9·109Н·м2/Кл2).

А) 24 км; Б) 140 м; В) 900 м; Г) 1 км.  Д) 30 м

2. На заряд 24 нКл со стороны электрического поля действует сила 120 мН. Определите напряженность этого поля.

А) 0,5·10-11 В/м ; Б)  2·10-11В/м; В)  5·106 В/м; Г) 0,5·106 В/м.

3. Какие поверхности называются эквипотенциальными?

А) Имеющие одинаковый заряд; Б)  Имеющие одинаковую длину; В)  Имеющие одинаковую напряженность; Г) Имеющие одинаковый потенциал.

3. Новая тема:
Физический аспект  проводниковДуховный аспект проводников
Проводник — это тело, внутри которого содержится достаточное количество свободных электрических зарядов, способных перемещаться под действием электрического поля.
В проводниках возможно возникновение электрического тока под действием приложенного электрического поля.
Все металлы, растворы солей и кислот, влажная почва, тела людей и животных — хорошие проводники электрических зарядов.                                                                   Если проводник заряжен, то есть на нем находится избыточный заряд какого-либо знака, то из-за того, что одноименные заряды отталкиваются, они будут стремиться занять как можно больший объем и окажутся все на поверхности проводника. Наличие поля внутри привело бы к непрерывному движению зарядов до тех пор, пока поле не исчезло бы. Таким образом, внутри заряженного проводника электростатическое поле отсутствует. Потенциал внутри проводника постоянен (приложение 1, слайд № 18).                                                                                   Демострируем опыт с заряженной и незаряженной гильзами. Они притягиваются. Почему?                                           Если проводник поместить во внешнее электрическое поле, то начнется перемещение свободных зарядов таким образом, что положительные заряды скапливаются на одной стороне, а отрицательные — на противоположной. Перераспределение зарядов будет происходить до тех пор, пока поле, созданное этими зарядами, не скомпенсирует внешнее поле. Если в этот момент разделить проводник плоскостью, перпендикулярной внешнему полю, то разделенные части проводника окажутся заряженными разноименно.                                                                         В разделении зарядов и заключается явление электростатической индукции. Благодаря этому явлению осуществляется электростатическая защита. Если какой-либо прибор необходимо защитить от внешних электрических полей, то его помещают в проводящую оболочку (приложение 1, слайд № 21, 22). Рассказ об опыте М. Фарадея.                                                     Можно провести подобный опыт. (Демонстрируется опыт)                Возьмём электрометр, на стержне которого укреплена малая сфера, и поднесём к нему положительно заряженную стеклянную пластину. Под действием поля пластины стрелка электрометра отклонится от стержня. Накроем теперь сферу калориметром и так же поднесём заряженную пластину. Стрелка отклоняться не будет. Калориметр оказывает экранирующее действие. Внутри него электрического поля нет                                                                                                                                               — напряженность электростатического поля перпендикулярна поверхности проводника. Также известно, что эквипотенциальные поверхности перпендикулярны силовым линиям, поэтому поверхность проводника является эквипотенциальной.        Сегодня на уроке мы разобрали поведение проводников в электрическом поле. Сделаем выводы:

  • Главное отличие проводников от диэлектриков — наличие свободных зарядов, которые могут перемещаться под действием кулоновских сил.
  • Внутри заряженного проводника электростатическое поле отсутствует.
  • Потенциал внутри проводника постоянен.
  • Напряженность электростатического поля перпендикулярна поверхности проводника. Поверхность проводника является эквипотенциальной
Как есть проводники электричества, так есть и проводники познания – им свойственно соединять!

Как проводники могут соединять?

Здоровье есть не только активный обмен веществ, но также и активный обмен приходящими-уходящими энергиями. Здоровый человек току жизненной энергии  через себя не  сопротивляется;  точки  на  меридианах  у  него  «чисты,  не  закупорены»,  а жизненная

энергия свободно течёт в нужном направлении.                                                                              Как вы относитесь к здоровому образу жизни?

Охраняет – баланс.

Но при дисбалансе можно заболеть как «сгорая», так и «замерзая».

«Гореть» в температуре острых заболеваний означает отказ даяния.

Если паровой котёл, получая извне энергию топлива, «будет экономить» энергию полученного пара лишь для себя, он лопнет. Так же, в температуре острого заболевания, «горит» человек, не желающий отдать.                                                              Как вы считаете, отдавать легко? Что вы можете отдавать?

Острые заболевания сигналят: не прячь свои проблемы, стань истинным проводником – решай, ищи выход. Получил жизнь – найди, что в ней улучшить!                                                                  Есть ли то, чтобы вы хотели улучшить?

Постарайся понять, от чего надо избавиться и что «отдать», чтобы не гореть в пламени эгоизма.

Мудрецы советуют: «Путник, ты должен отдать твои, мешающие тебе, вещи. И

чем больше отдашь, тем легче тебе будет продолжать путь твой. Идущий легко – свободно достигает вершины».

Что значит отдать ненужные вещи?

«Замерзать» от хронических заболеваний означает отказ принимать.

Если паровой котёл «откажется брать»  энергию  топлива извне,  то вода в котле  замёрзнет или рано или поздно без пользы испарится. Подобно этому явлению хронически  «мёрзнет» человекпри отказе принять. 

Но что же ему принять, если жить за свой счёт полагается?

Хронические (греч. chronos – время) заболевания сигналят: не закрывайся всё время от внешнего мира, стань истинным проводником – живи не хлебом единым;  жизнь прими – как Дар! Не обособляйся и не считай себя пупом Вселенной, умей жить для других. В трудах земных – не забывай заботиться о духовном самопознании, саморазвитии.!

Пойми очень важное: здоровый тот, в ком уравновешены «приход» и «расход» – получение и даяние.

Чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

Проводник обязан соединять. Но не проводник – кто цепь разрывает!

 

 

4. Решение задач

1. Напряженность электрического поля между двумя пластинами равна 10 кВ/м. Под каким напряжением находятся пластины, если расстояние между ними 5 см?

2. Какую работу совершило однородное поле, напряженность которого 3 кВ/м, при переносе положительного заряда 25 мкКл на расстояние 12 мм вдоль силовых линий?

3. На каком расстоянии от точечного заряда величиной 18 нКл, напряженность поля 7,2 кВ/см?
4.Какую работу совершает поле при перемещении за ряда 20 нКл из точки с потенциалом 700 В в точку с потенциалов 200 В?

5.В однородном электрическом поле с напряженностью 1000 В/м переместили заряд  -25 нКл в направлении силовой линии на 2 см. Найти работу поля.

6.В однородном поле напряженностью 60 кВ/м переместили заряд 5 нКл. Вектор перемещения равен по модулю 20 см и образует угол 600 с направлением силовой линии. Найти работу поля.

7.Электрон переместился в ускоряющем поле из точки с потенциалом 200 В в точку с потенциалом 300 В. Найти кинетическую энергию электрона.

8.На сколько изменится потенциальная энергия взаимодействия зарядов 25 и -4 нКл при изменении расстояния между ними с 10 до 20 см?

9.Первоначально покоившийся электрон  разгоняется электрическим полем с разностью потенциалов 100 В. Чему равна конечная скорость электрона?

 

5.  Подарок от учителя.  Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.                                                                                   Вопросы:

1. Какую истину поведал старый индеец внуку?

2. Почему  индеец говорит, что борьба в человеке похожа на борьбу двух  волков?

3. Проводником какого волка будете вы?

4. Есть ли опасность для людей, являющихся проводником  волка, представляющего зло?

5. Как воспитать в себе умение  отличать истину от лжи?

6. Презентации по аналогии между физикой и духовностью  (исследование аналогии между проводниками электрического поля и истинными проводниками, призванными соединять).

Резюме: Что значит  быть истинными проводниками? Для чего человек приходит в этот  мир? Да, верно, он приходит в этот мир, чтобы стать истинным проводником добра, любви, радости. Из условий здоровья вы видите, что  если он не становится проводником, то человек просто начинает болеть. Это уже сигнал о том, что ему нужно пересмотреть свое мировоззрение, на первое место ставить духовное, никому не приносить вреда ни словом, ни мыслями, ни действием. Видеть во всех людях и во всем, что происходит, только хорошее. Чтобы не происходило — радоваться жизни, любить, прощать, быть терпеливыми, быть благодарными.

7. Творческая деятельность. Групповая работа.

І группа:   вывести формулу проводимости электрического тока и формулу проводимости позитивной энергии.                                                                                                                                         ІІ группа:  вывести формулу проводимости электрического тока и формулу проводимости позитивной энергии.

8. Домашнее задание: 1) §8.8, идз; 2) исследовать аналогию между конденсаторами и духовностью.
9. Итоги урока: подвести итоги урока.
10. Заключительная минута урока:
Сегодня на уроке мы говорили об аналогии между физическим и духовным миром. У вас есть возможность уже сейчас быть проводниками вечных истин. Вечные истины- это любовь, ненасилие, праведное поведение, внутренний покой, истина.  Как стать истинными проводниками?  Какой вывод сделал каждый из вас? Подумаем об этом. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.