Сабитова Сулушаш Аймаковна
Учитель физики и математики
школа-лицей №59, г. Астана
Тема: «Проводники в электрическом поле»
План интегрированного урока физики и самопознания в 10 «В» классе
Ценность: праведное поведение.
Качества: ответственность за свое будущее и готовность к сотрудничеству, навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский.
Цели:
Образовательная: формирование представления о проводниках; обеспечение в ходе урока понимания учащимися свойств проводников с точки зрения электронной теории;
Развивающая: способствовать развитию познавательной активности, образного мышления; способствовать дальнейшему развитию умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, исследовать аналогию между физическими и духовными законами.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности и готовности к сотрудничеству; приобретение навыков общения и самоорганизации; способствовать формированию научного мировоззрения, расширение представлений учащихся об аналогии физических и духовных законов, о единстве природы и человека, об ответственности человека за свое будущее.
Ход урока:
І. Орг. момент. — Здравствуйте, ребята! Позитивный настрой на свет Расслабьтесь и отпустите все имеющиеся у вас мысли и заботы о вещах, которые сегодня нужно сделать. Дышите медленно и глубоко. Слушайте спокойствие и мир, которые находятся внутри вас. Теперь представьте себе, что в центре вашей груди появился очень яркий источник света. А теперь позвольте этому свету, излучающегося из вашего сердечного центра в середине груди, стать ярче и больше. Свет заполняет все ваше тело. Заметьте, как преображаются ваши мысли, как вы сами становитесь более любящими и понимающими, ибо вы сами становитесь светом. Вы становитесь проводниками света, любви, знаний, истины. Посидите еще немного в этом состоянии. | |||||||||||||||||||
ІІ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания: 1.Объявление темы урока: Ребята, запишите в тетради тему урока: “Проводники в электрическом поле”. На этом уроке мы рассмотрим поведение в электростатическом поле веществ, которые проводят электрический ток (проводники). Также мы проведем исследование аналогии между физическим и духовным мировоззрениями по данной теме. Далее учащимся сообщается план урока . А) Игра: «Проводники знаний» (по кругу учащиеся задают вопросы друг другу) — Б) Упражнение: «Угадай-ка!» Физические формулы
Групповая работа — проверка В) Проверка д/з. Тест. Электростатика 1. Два заряженных тела, имеющих заряды 5мкКл и -23 мкКл, привели в соприкосновение, а затем переместили на то же расстояние. Определите величины зарядов на каждом из тел после этого. Размеры тел одинаковы. А) 9 мкКл; Б) 18 мкКл; В) -9мкКл; Г) -18мкКл. 2. Два тела, имеющие равные отрицательные заряды, отталкиваются в воздухе с силой 0,9 Н на расстоянии 8 см. Определите число избыточных электронов на телах. (k=9·109Н·м2/Кл2) Заряд электрона равен 1,6·10-19 Кл. А) 24·1024; Б) 5·1015; В) 5·1024; Г) 4·10-15. Д) 5∙1012 3. Электрический заряд 1 мкКл был перенесен из одной точки поля в другую. Какова разность потенциалов этих точек, если работа, совершенная при переносе заряда, равна 0,6 мДж? А) 200 В; Б) 600 В; В) 60 В; Г) 6000 В.
Тест. Электростатика 1. Заряды двух туч равны 10 мКл и 16 мКл. Найдите расстояние между ними, если они взаимодействуют с силой 1,6 кН (k=9·109Н·м2/Кл2). А) 24 км; Б) 140 м; В) 900 м; Г) 1 км. Д) 30 м 2. На заряд 24 нКл со стороны электрического поля действует сила 120 мН. Определите напряженность этого поля. А) 0,5·10-11 В/м ; Б) 2·10-11В/м; В) 5·106 В/м; Г) 0,5·106 В/м. 3. Какие поверхности называются эквипотенциальными? А) Имеющие одинаковый заряд; Б) Имеющие одинаковую длину; В) Имеющие одинаковую напряженность; Г) Имеющие одинаковый потенциал. | |||||||||||||||||||
4. Решение задач 1. Напряженность электрического поля между двумя пластинами равна 10 кВ/м. Под каким напряжением находятся пластины, если расстояние между ними 5 см? 2. Какую работу совершило однородное поле, напряженность которого 3 кВ/м, при переносе положительного заряда 25 мкКл на расстояние 12 мм вдоль силовых линий?
| |||||||||||||||||||
4.Какую работу совершает поле при перемещении за ряда 20 нКл из точки с потенциалом 700 В в точку с потенциалов 200 В? 5.В однородном электрическом поле с напряженностью 1000 В/м переместили заряд -25 нКл в направлении силовой линии на 2 см. Найти работу поля. 6.В однородном поле напряженностью 60 кВ/м переместили заряд 5 нКл. Вектор перемещения равен по модулю 20 см и образует угол 600 с направлением силовой линии. Найти работу поля. 7.Электрон переместился в ускоряющем поле из точки с потенциалом 200 В в точку с потенциалом 300 В. Найти кинетическую энергию электрона. 8.На сколько изменится потенциальная энергия взаимодействия зарядов 25 и -4 нКл при изменении расстояния между ними с 10 до 20 см? 9.Первоначально покоившийся электрон разгоняется электрическим полем с разностью потенциалов 100 В. Чему равна конечная скорость электрона?
5. Подарок от учителя. Притча о двух волках. 1. Какую истину поведал старый индеец внуку? 2. Почему индеец говорит, что борьба в человеке похожа на борьбу двух волков? 3. Проводником какого волка будете вы? 4. Есть ли опасность для людей, являющихся проводником волка, представляющего зло? 5. Как воспитать в себе умение отличать истину от лжи? | |||||||||||||||||||
6. Презентации по аналогии между физикой и духовностью (исследование аналогии между проводниками электрического поля и истинными проводниками, призванными соединять). Резюме: Что значит быть истинными проводниками? Для чего человек приходит в этот мир? Да, верно, он приходит в этот мир, чтобы стать истинным проводником добра, любви, радости. Из условий здоровья вы видите, что если он не становится проводником, то человек просто начинает болеть. Это уже сигнал о том, что ему нужно пересмотреть свое мировоззрение, на первое место ставить духовное, никому не приносить вреда ни словом, ни мыслями, ни действием. Видеть во всех людях и во всем, что происходит, только хорошее. Чтобы не происходило — радоваться жизни, любить, прощать, быть терпеливыми, быть благодарными. | |||||||||||||||||||
7. Творческая деятельность. Групповая работа. І группа: вывести формулу проводимости электрического тока и формулу проводимости позитивной энергии. ІІ группа: вывести формулу проводимости электрического тока и формулу проводимости позитивной энергии. | |||||||||||||||||||
8. Домашнее задание: 1) §8.8, идз; 2) исследовать аналогию между конденсаторами и духовностью. | |||||||||||||||||||
9. Итоги урока: подвести итоги урока. | |||||||||||||||||||
10. Заключительная минута урока: Сегодня на уроке мы говорили об аналогии между физическим и духовным миром. У вас есть возможность уже сейчас быть проводниками вечных истин. Вечные истины- это любовь, ненасилие, праведное поведение, внутренний покой, истина. Как стать истинными проводниками? Какой вывод сделал каждый из вас? Подумаем об этом. Спасибо за урок. |