Home » Баяндамалар » Проблемы обновления профессиональной деятельности учителя в условиях изменений парадигмы образования

Проблемы обновления профессиональной деятельности учителя в условиях изменений парадигмы образования

 

Проблема обновления профессиональной деятельности учителя, далеко не новая в педагогической теории и практике (В.С. Лазарев, М.Н. Невзоров, С.Д. Поляков, Л С. Подымова, В.А.Сластёнин, Л.А.Степашко,А.В. Хуторской и мн. др.) и сегодня приобрела характер приоритетной, так как обусловлена многими объективными факторами. Общемировые и отечественные тенденции перехода от индустриального к информационному  обществу требуют обеспечения инновационного развития страны на долгосрочную перспективу. Одной из первостепенных задач определяется становление инновационной системы образования – системы, ориентированной на новые образовательные результаты.

Смысл и цель современного образования – развитие личности, обучение деятельности. Компетенции рассматриваются как новая единица измерения образованности человека и предполагают не только сумму заученных знаний, умений, навыков, но и способность коммуницировать и действовать в различных проблемных, нестандартных ситуациях.

И поэтому, проблема обновления профессиональной деятельности учителя лежит в основе первостепенного противоречия сегодняшней жизни: между возможностью применять новое и готовностью применять новое.

Термин «обновление» этимологически связан с понятием «инновация», которое происходит от латинского innovatis (in-в, novus-новый) и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В работах исследователей педагогические инновации понимаются: 1) как средство или результат обновления − принципиально новое образование, абсолютная новизна, в отличие от понятия «новшество», обозначающее относительную новизну; 2) как процесс обновления — целенаправленное изменение, процесс создания, введения и освоения новшества на практике, синоним понятия «нововведения». Педагогическая инновация выступает побудителем и регулятором обновления деятельности учителя. Обновление есть суть и результат инновационной педагогической деятельности, которая направлена на улучшение и совершенствование системы образования в целях удовлетворения потребностей общества.

В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство.  Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно — воспитательного процесса. В этих условиях учителю не ­ обходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных подходов к конструированию учебных материалов нового поколения.

И сегодня формат профессионального развития учителя становится намного шире. Это не только посещение курсов семинаров, конференций, оно включает кроме обучения и практику.

Подготовка новых видов учебных материалов, изменение их функций и способов использования в образовательной практике являются одной из составляющих модернизации образования.

Анализ работ исследователей позволяет определить принципиальные аспекты, лежащие в основе обновления профессиональной деятельности учителя:

-личностная включённость, активность стимулируют профессиональное развитие, играет существенную роль в преодолении психологических барьеров и противоречий, возрастных и профессиональных изменений и кризисов;

-потребность в новизне, восприимчивость к педагогическим новациям «толкает» учителя к поиску и освоению более совершенных форм профессиональной деятельности ;

-системообразующим фактором профессионального поведения учителя выступает педагогическая рефлексия, которая «способствует «дозреванию» ведущих идей до уровня их внутреннего принятия»;

— ценностно-смысловые профессиональные установки определяют стратегию учителя в достижении цели и характер профессионального поведения, а также качество изменений в соответствии с меняющимися условиями      (Г.Н. Прозументова и др.)

Говоря о новом педагогическом профессионализме, Г.А. Игнатьева и В.И. Слободчиков отмечают, что в данной ситуации первостепенной становится готовность учителя к формированию инновационного поведения своих учеников. По мысли учёных, миссия современного педагога включает следующие компоненты: «создание условий безопасности и ситуаций развития; позитивное стимулирование и поддержка инициатив; обучение различным способам деятельности и жизненному проектированию; организация учебного сотрудничества и формирование потребности рефлексии и самооценки».

Для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого развития необходимо использование в системе образования информационных и коммуникативных технологий, так как информационная культура и грамотность стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет повысить эффективность уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществлять дифференциацию в обучении, а также разнообразить формы обратной связи. Особое место занимают технологии позволяющие развивать активность и самостоятельность учащихся. Это обучение в сотрудничестве, проектное обучение.

Современное общество требует от учащихся и педагогов системно-деятельностного подхода к образованию, при котором знания учащийся получает через деятельность и, благодаря сопровождению учителя в процессе, приводит свои знания в систему.

Главный вектор развития Казахстана на современном этапе обозначен в Послании Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»: к 2050 году Казахстан должен войти в число 30 (тридцати) самых развитых стран мира.

Достижение этой цели обусловлено не только уровнем технического прогресса и экономического роста, а социальной модернизацией, человеческим капиталом страны, напрямую зависящей от качественных показателей системы образования. Образование должно обеспечить успешность становления личности, способной решать социально-экономические проблемы.

Сегодня образование становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека, а обучение умению самостоятельно добывать необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач — становятся непременным условием продвижения в успешное будущее.

Обновление стандартов школьного образования обуславливает также изменения и в подготовке учителей. Сегодня необходимо готовить учителей не только к обучению по новым стандартам, но и  к инклюзивному образованию и полиязычному обучению. Все это требует готовности педагогов к постоянным инновациям. Именно, этим отличаются новые стандарты: осилить их могут учителя, которые находятся в постоянном поиске новых форм, методов и средств обучения.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома — не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.

 

Ермагамбетова Алмагул Калидуллаевна,

начальник отдела методического обеспечения и инновационного развития

«Өрлеу» ИПКПР  по Атырауской области», г. Атырау

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.