Home » Учебно-методические материалы » Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ГОСТы  декларируют  как основной приоритет образования формирования у обучаемых общеучебных  умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин . Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

Конечная цель обучения русскому языку —  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.  Схематически это можно представить следующим образом:

Аудирование     ↔        Чтение

↕          Текст         ↕

Говорение           ↔       Письмо

М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,  статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление  о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

—    осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

—    пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

—   ответы на вопросы;

—   анализ и интерпретация произведения;

— составление  планов;

—   характеристика литературного героя;

—     написание отзыва о произведении;

—     написание сочинения.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

—     нахождение границ  предложений в тексте;

—     деление текста на абзацы;

—     восстановление деформированного текста;

—     собирание текста из фрагментов;

—     определение темы, главной мысли, идеи;

—     озаглавливание;

—    дописывание концовки текста;

—     создание текстов разных стилей, разных типов речи.

По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться».  Это  есть путь от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом.

  1. Комплексный анализ текста.Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
  2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.
  3. Сложение целого текста из частей.Эффективен при изучении, тем: “Текст”, Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
  4. Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
  5. Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа не вызывает интерес учащихся, но по-своему нужная и важная.
  6. Поэтическая разминка.Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

 

Заключение

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

—    учить видеть, слышать и чувствовать текст;

—     пополнять речевую память учащегося;

—     обогащать словарный запас;

—    продуктивно усваивать учебный материал;

—     прививать  эстетический вкус;

—    формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

Необходимо помнить, что на уроке анализа текста  главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.

Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:

—     экономии времени;

—     глубине погружения в учебный материал;

—     повышению мотивации обучения;

—     расширению возможностей урока;

—     интегративному подходу в преподавании.

—     возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

Абилев  Мурат  Каримович,

преподаватель русского языка  и литературы.

Гуманитарный колледж  г. Астаны.

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.