Новые ГОСТы декларируют как основной приоритет образования формирования у обучаемых общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин . Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов.
Конечная цель обучения русскому языку — это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. Схематически это можно представить следующим образом:
Аудирование ↔ Чтение
↕ Текст ↕
Говорение ↔ Письмо
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
— осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
— пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
— ответы на вопросы;
— анализ и интерпретация произведения;
— составление планов;
— характеристика литературного героя;
— написание отзыва о произведении;
— написание сочинения.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
— нахождение границ предложений в тексте;
— деление текста на абзацы;
— восстановление деформированного текста;
— собирание текста из фрагментов;
— определение темы, главной мысли, идеи;
— озаглавливание;
— дописывание концовки текста;
— создание текстов разных стилей, разных типов речи.
По мнению В. Г. Маранцмана, «труд читателя измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом.
- Комплексный анализ текста.Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
- Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
- Сложение целого текста из частей.Эффективен при изучении, тем: “Текст”, Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
- Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
- Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа не вызывает интерес учащихся, но по-своему нужная и важная.
- Поэтическая разминка.Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
Заключение
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
— учить видеть, слышать и чувствовать текст;
— пополнять речевую память учащегося;
— обогащать словарный запас;
— продуктивно усваивать учебный материал;
— прививать эстетический вкус;
— формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.
Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:
— экономии времени;
— глубине погружения в учебный материал;
— повышению мотивации обучения;
— расширению возможностей урока;
— интегративному подходу в преподавании.
— возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
Абилев Мурат Каримович,
преподаватель русского языка и литературы.
Гуманитарный колледж г. Астаны.