Home » Баяндамалар » Применение диалогического обучения в образовательном процессе  

Применение диалогического обучения в образовательном процессе  

 

Мы можем открыть новый для себя мир,

когда научимся задавать верные вопросы.

К. Эриксон

             Современные  дети очень продвинутые, хорошо владеют информационными технологиями, они живо откликаются на отношение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, на уважение к их праву выбора и способностям. В современном мире требуются люди, которые умеют работать в команде — творческие люди; требуются коммуникативные люди умеющие услышать и слушать, договариваться друг с другом.

С первого этапа данных курсов я прилагала большое усилие для изучения курсантами идей Программы, старалась дать хорошую теоритическую базу для эффективной практики в школе. Знание, понимание и применение модулей Программы – залог успешной работы учителя. Для меня было важным – заинтересовать учителя, побудить его работать по-новому, вовлечь при этом в учебный процесс всех обучающихся. Для достижения этого, мне пришлось много трудиться, преодолевая всевозможные барьеры. Повысить мотивацию учителей к обучению я старалась,  применяя  модули Программы и используя интерактивные методы и приемы работ.

Диалоговое  обучение, я использовала для развития критического  мышления и вовлечения всех к учебному процессу. «Диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении».  (Мерсер и Литлтон).  Именно через диалог на уроке устанавливается тесная взаимосвязь  «ученик-ученик», «ученик-ученики», «ученик-учитель». Важно заметить, что использование вербальных средств позволяет учащимся перейти из разряда пассивных слушателей в разряд активных собеседников. То, что изучено самостоятельно самими учениками, хорошо усваивается и запоминается надолго. Данные курсы помогли моим обучающимся больше размышлять, формировать и развивать свое критическое  мышление, речь. Такие навыки как: выступления перед аудиторией, владение ИКТ, речевые навыки хорошо развиваются, например, при демонстрации своих презентаций на слайдах по интерактивной доске перед группой.

Учителям необходимо развивать данные качества, используя различные подходы в преподавании и обучении:

  • выслушивание индивидуального мнения учащегося и признание важности использования уже имеющихся знаний, умений и навыков с целью их развития;
  • моделирование проблем и примеров стратегий их решения, которые понятны учащимся;
  • поощрение активного обучения, основанного на исследовательской деятельности учащихся;
  • развитие навыков критического мышления учащихся».

Одним из эффективных подходов к обучению являются беседа и диалогическое обучение.  Л. Выгодский считает речь главным инструментом обучения. И я считаю, что через общение ученики усваивают гораздо больше материала, чем просто прослушав его и сделав несколько заданий.

Результаты и наблюдения научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место в процессе обучения. Посредством общения обучаются способам мышления, умению рассуждать, оценивать, делать выводы. Главную роль в развитии диалогической беседы занимает учитель, которому необходимо помнить о том, что составление вопросов и их использование, должно способствовать развитию обучающихся, а не только для опроса материала и понимание пройденной темы.

На разных этапах занятий, используются различные виды и типы вопросов. Например, при опросе домашнего задания или проведении формативного оценивания, с целью выявления уровня понимания, я использовала как «открытые» так и «закрытые» вопросы. Но «закрытые» вопросы чаще служат для того, чтобы определить конкретные знания по определенной теме.

Диалог может быть использован не только как педагогический инструмент в виде вопросов и ответов между тренером и обучающимися, но и учителями при работе, например: в парах, в, то время, когда они выполняют какое-либо задание на обсуждение, которое требует рассуждения, анализа информации, обмена знаниями.

«Диалогическое обучение — обучение,  которое облегчает конструктивный разговор между  учащимися с целью  совместного понимания, с участием учащихся в постановке задачи и ее решения.   Основные функции диалогического обучения: обучение через репродуктивные вопросы, которые создают ситуации; активизация процесса обучения и возможность учащихся думать; помогает учащимся развивать свои коммуникативные навыки и умение работать самостоятельно, чтобы научить их думать коллективно».

Я стараюсь донести знания через простые формы, жизненные ситуации, путём общения и обмена опытом.  Люди легче запоминают информацию, которая интересна им, которая отражает их мироощущение.

В моем опыте работы накопилось несколько типов заданий, специально предназначенных для упражнения обучающихся в инициативном учебном сотрудничестве. Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, размышления, доказательств, совместного поиска истины.

На стадии вызова часто демонстрирую видеоролики для определения учителями тематики дня с помощью диалога по завершению просмотра ролика. С целью вовлечения всех в учебный процесс, повышения интереса к занятиям обсуждаем, к примеру, следующие вопросы:

Можете ли вы привести подобные примеры из своего опыта работы?

Какова ключевая идея видеоролика?

Как вы думаете, с чем связана тема сегодняшнего дня?

Обсуждая видеоролики, учителя приходят к правильному выводу, предлагают составлять вопросы высокого и низкого порядка.

Часто применяю прием: переход из  индивидуального чтения отрывка из «Руководства для учителя» («Типы беседы», Нил Мерсер, 2008г) и ресурса «пять примеров беседы» на последующее обсуждение в большой группе. Каждый учитель, прочитав предложенный материал, находил соответствие между типами и примерами бесед, используя прием «Маркировка», выделял непонятные места в тексте красным цветом, желтым, если понятно, но есть вопросы, а зеленым – нет вопросов. При этом оценивается понимания типов беседы и умение устанавливать правильное соответствие. Вся группа под руководством тренера обсуждала непонятные моменты, выделенные красным и желтым цветами. Этот подход (вынесение непонятных моментов на групповое обсуждение) был эффективным. Причем, было полезным то, что сами учителя разъясняли друг другу непонятные моменты. Из своих наблюдений хочу сказать, по типам беседы не было затруднений. И на мой вопрос: «Кто не разобрался в трех типах беседы», учителя, ответили: «Все понятно, вопросов нет», трудности были при соотнесении конкретных примеров бесед к типам. Диалог в большой группе помог разобраться в таких вопросах. Я планирую различные формы организации совместной деятельности: групповая, парная и индивидуальная работы. Индивидуальные работы хороши тем, что обеспечиваю полную вовлеченность обучающихся, но их минус – нет диалога, обсуждения. Слабой стороной групповых работ является некоторая пассивность отдельных обучающихся, но положительное – социальное взаимодействие.

 

Абдибаева Сауле Кенжебековна,

тренер курсов повышения квалификации учителей математики

в рамках обновления содержания среднего образования РК,

г. Алматы

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.