Одной из важных задач, обозначенных в Государственной программе развития образования, является определение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, перечня специальностей и профессий при формировании государственного образовательного заказа. Наблюдается все большая потребность в квалифицированных рабочих кадрах.
Сегодняшний спектр профессий постоянно расширяется. Следовательно, ежегодно обогащается в колледжах нашей области диапазон специальностей новыми, востребованными на рынке труда специальностями.
Качество профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников на рынке труда в большей степени зависит от качества кадрового состава в организациях образования ТиПО.
Преемственность — это построение единой содержательной линии, обеспечивающей успешный переход на следующую ступень образования. Преемственность предусматривает связь и согласованность каждого компонента методической системы: целей, задач, методов, средств и форм организации.
Содержание технического и профессионального образования должно быть преемственно с содержанием высшего профессионального образования по родственной специальности — единство объекта и предмета труда, одноименность учебных дисциплин, единообразие дидактических методов приемов и т.д.
Научная и практическая значимость решения проблемы преемственности заключается в закономерной и плавной смене уровней подготовки специалистов, зон развития обучаемых, в последовательном усложнении учебных задач и целенаправленном изменении меры сложности и трудности каждой ступени обучения, словом в глубокой интеграции всех подсистем и процессов профессионального образования.
Оптимальным вариантом решения проблемы преемственности содержания профессиональной подготовки специалистов является формирование образовательных программ по двум различным моделям: с углублением и с расширением подготовки по сравнению с базовым уровнем.
Углубление программ технического и профессионального образования обусловливает изменение их содержания — приближение их к высшему профессиональному образованию.
Развитие системы профессионального образования, характер протекания соответствующих процессов адекватны объективному ходу развития общественного производства. Полученное однажды образование сохраняло свою
ценность почти всю жизнь. Становится актуальной проблема непрерывного образования, обучения в течение всей жизни.
Семерюк Александр Петрович,
мастер производственного обучения
КГКП «Костанайский строительно-технический колледж»
управления образования акимата Костанайской области