Цели:
- Обучающие: обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
- Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
- Воспитывающие: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование:
Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Кукла Домовёнок Кузя.
Картинка с изображением мальчика и девочки, земного шара, на котором написаны права ребёнка, глобус, аудиокассета с записью плача ребёнка, классической музыки, 2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, фотография детей, грустное солнышко.
Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята чтобы начать на урок давайте образуем круг радости и поздороваемся.
Станем рядышком по кругу
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам Здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Дети садятся за стул.
Сюрпризный момент:
В группу заходит Домовенок Кузя с глобусом.
— Ребята, Я живу в удивительной стране. Там все они живут большие и маленькие человечки. Большие человечки часто говорит «это мое право, я имею право», а про право маленьких человечков никто не говорит. Что, у маленьких человечков нет прав? Помогите мне «Что такое право?»
Воспитатель: Ребята оказывается наша Кузя не знает о право ребенка, давайте объясним ему.
Показ слайда «О право ребенка»
— Дети, все эти права в какую книгу внесены?
— Конвенцию о правах ребенка.
Воспитатель: Правильно, конвенция – это международная книга, где защищаются все права ребенка
— Кузя что у тебя на руке?
Кузя: Не знаю, мячик наверное.
Воспитатель показывает глобус: что это такое?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?
Дети: Чтобы рассматривать мир.
Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим. Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?
Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.
(Звучит плач грудного ребёнка)
Воспитатель: Дети, кто же это плачет?
Дети: Маленький ребёнок.
Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?
Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики: розовый и синий.
Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?
Дети: Нет.
Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Домовенок Кузя загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
Домовёнок Кузя.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети: Имя.
Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.
– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.
Игра «Шляпа знакомств».
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
– А какой документ подтверждает это?
– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.
Воспитатель: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает), когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт). В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
Воспитатель: У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по-разному и имеют свой смысл.
Физминутка
В небе солнышко взошло
И всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо
И больше не взгрустнулось.
Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?
Дети: Отечество – это Родина.
Воспитатель: Отчество придется от имени отца, например Меня зовут Гулчехра, а имя моего отца Каримжан. Назовите мое отчество?
Дети: Гулчехра Каримжановна.
Воспитатель: Правильно, Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.
(Дети называют отчество)
Воспитатель: Ребята, если назовем кого нибудь ласково, оно расцветает, поднимается настроение.
Игра «Назови ласково».
Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Раушан – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?
Дети: По фамилии.
Сюрпризный момент:
Солнышко заходит грустным и без лучика.
— Давайте, наклеиваем лучики своими фотографиями и солнышко светит ярко.
Дети наклеивают лучики с фотографиями.
Игра «Собери солнышко»
– Посмотрите, что случилась с солнышком? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники.
Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.
Воспитатель: Дети, вы живёте в одном селе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Айша — Биби» в нём живут такие дружные ребята.
Абдумажидова Гулчехра Каримжановна
«Айша-Биби» бөбекжай-балабақша тәрбиешісі
Оңтүстік Қазақстан облысы, Кентау қаласы
Қарнақ ауылы