Home » Білім және өнер » Полиязычие – дорога к успеху

Полиязычие – дорога к успеху

Идея триединство языков в образовательной системе впервые была озвучена президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 2004 году. Глава государства неоднократно отмечал, что знание как минимум трех языков очень важно для будущего поколения Казахстана, как ступень новой языковой политики независимого государства. Языковая политика неотделима от общей мировой политика и как говорит наш президент: «Мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение домини-рующими языками». Доминирующими языками на сегодняшний день признаны: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику».

Президент так же подчеркивает, что «нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении ни одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами. … Мы должны сделать рывок в изучении английского языка. Владение этим «лингва франка» современного мира откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни». Так как изучение английского языка является индикатором адаптации человека к новым социально-политическим и социально-культурным реалиям современного общества.

Трудно оспорить значимость английского языка во всем мире. Считается, что в настоящее время около 1 миллиарда людей, то есть 1/5 населения нашей планеты, в той или иной степени владеют английским языком.

В современном обществе английский язык играет важную роль в таких сферах человеческой деятельности, как наука, техника, экономика, торговля, спорт, туризм. Этот язык стал международным языком в авиации и судоходстве. Английский язык выступает в качестве рабочего языка абсолютного большинства международных научных, технических политических и профессиональных международных конференций, симпозиумов и семинаров. Поэтому третьим слагаемым в триединстве языков образовательной системы РК президент Н.А. Назарбаев выбрал английский.

В настоящее время государство приступило к реализации полиязычия в образовании, потому что современная языковая ситуация в Казахстане позволяет говорить о триединстве языков на территории нашей страны. Система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык – русский язык – английский язык. Изучение языков идет параллельно, языки не пересекаются, опорой является родной язык.

Нельзя ни сказать и о том, что в современном мире образ жизни человека очень изменился. В настоящее время обесценивается нравственный опыт предыдущего поколения. Мы не соблюдаем многие традиции своего народа, не интересуемся культурой других этносов. Сможет ли нынешняя языковая политика в образовательной системе как-то исправить данную ситуацию? Для начала, давайте разберемся, как возникла идея полиязычия в Казахстане.

Во-первых, президент страны Н. А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, чтобы выпускники казахстанской школы могли продолжать полноценное обучение в зарубежных вузах.

Во-вторых, данное полилингвальное обучение, которое должно присутствовать в казахстанских школах это — целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре

посредствам нескольких языков, что будет способствовать усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов.

Но необходимо учитывать, что полилингвальная компетентность включает в себя не только знания нескольких иностранных языков, а так же владение комплексом культурологических и мировоззренческих кодов, позволяющих строить равноправный и доброжелательный диалог с носителями разных культур. И естественно, что стержнем данной личности должно быть уважение и сохранение исторической памяти своего народа.

И эта высокая планка ложится на плечи казахстанских учителей. На сегодняшний день каждый преподаватель должен заниматься самообразованием, чтобы соответствовать данному уровню. Он должен не просто знать свой предмет, но так же владеть и другим уникальным опытом, который позволит дать знания в мировой культуре, способствующей формированию конкурентоспособной личности.

Всем известно, что основным фактором успешного обучения является мотивация, то есть осознанная потребность овладения знаниями в той или иной дисциплине.

Необходимо не только заинтересовать учащихся школ и студентов изучением языков, но и преподнести им их изучение как профессионально значимые предметы в мировом сообществе. При решении этой задачи важную роль играет интеграция с другими дисциплинами, так как развитие полифункциональной личности заключается в формировании следующих профессиональных навыков:

— умения работать с деловой документацией, — умения работать с профессиональной литературой, — навык иноязычной профессиональной культуры, — навык работать в межнациональной команде, — навык теоретического мышления на профессиональные темы.

Для того чтобы суметь вырабатывать данные навыки в своих учениках, учитель должен систематически расширять свои познания, приводить в систему разрозненные факты, знакомиться со специальной литературой по своей специальности, принимать активное участие в научно-исследовательской и научно-методической работе. Ведь общеизвестно, что современный педагог, не ведущий на должном уровне исследовательские работы, научные проекты с учениками не может готовить специалистов, способных заниматься наукой или научно-обоснованной практической деятельностью. Это требует от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

В век технологизации и глобализации не возникает сомнения в правильности решения Президента Н.А. Назарбаеве о введении культурного проекта «Триединство языков» в образовательную систему РК. На сегодняшний день это одна из долгосрочных стратегий развития Казахстана.

Реализация данного проекта сыграет огромную роль для нового поколения казахстанцев. Владения тремя языками откроет широкие возможности позитивного роста и конкурентоспособности как внутри страны, так и в мировом сообществе.

Жамбылская область, город Тараз
учитель русского языка и литературы
многопрофильной гимназии № 41
имени А.Пушкина
Гладкова Екатерина Геннадьевна

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.