Время стремительно летит, мир меняется вместе с тем, всё совершенствуется и наука, и образование. У нас одна цель, одно желание, чтобы наши дети нашли своё место в жизни, получили достойное и эффективное образование. Поэтому мы, преподаватели, меняем свои подходы в методике образования, применяем различные технологии и стратегии на уроках, используем различные формы уроков. Подготовка педагога должна быть направлена на формирование готовности к восприятию нового, действия по-новому. Благодаря Программе курсов повышения квалификации педагогических работников в РК, открыли для себя новые возможности внедрения в собственную практику новых методов, форм преподавания и обучения. Групповые формы работы позволяют создать более близкие контакты между учащимися, чем при традиционных формах обучения.
Нас, как учителей волнует вопрос, как заинтересовать учащихся своим предметом, исходя из этого, необходимо применять такие формы работы, чтобы способствовать повышению их интереса. Одним из таких подходов для нас является групповая форма работы.
Ученик не проявляет активность на уроке:
-он не связан с классом, не умеет работать сообща, в коллективе;
-не проявляет взаимопомощь, взаимоконтроль, не обменивается информацией;
-не умеет высказать своё мнение;
-не ощущает собственную значимость;
-нет атмосферы успеха.
А что же дает групповая форма работы?
Одной из форм повышения активности учащихся на уроках является групповая работа. Ведь успех учебной деятельности каждого ученика во многом зависит от того, как этот ученик связан с классом, как сотрудничает с одноклассниками.
Знания будут прочными, если решения, выводы, сделанные с товарищами будут совместными. Вот и на курсах проводится с учителями такая работа постепенно.
По мнению известного психолога Дж. Пиаже, лишь в общении со сверстниками ребенок может в полной мере развить критичность мышления, терпимость и умение встать на чужую точку зрения, согласовать свое мнение с мнением других. Только благодаря обмену мнениями равных с ним детей у ребенка «эгоцентрическая нравственность и логика заменяются подлинной логикой и нравственностью».
Когда ученик будет работать активно? Учителя должны использовать разнообразные коллективные формы учебной деятельности. Многие учителя до курсов повышения квалификации и не догадывались, что даёт групповая форма работы, когда уже сформирован коллектив школьников, когда молодые люди готовы высказывать свою точку зрения и даже нуждаются в том, чтобы их выслушали, поняли, оценили, когда перед каждым встает проблема самоутверждения в мире взрослых. Учителям, пришедшим на курсы, даются задания, но выполнить их нужно только в групповой работе. Настроение у них поднимается, чувствуют ответственность, интерес. Тогда и в парной работе сильный помогает слабому, идёт взаимопомощь, взаимоконтроль. Спрашиваем учителей, нравится ли им работа в группах по 5-7 человек. «Конечно, такая работа в группе требует серьёзной подготовки. Можно сказать, что создаётся сообщество учителей, которых объединяет дружеские отношения, личные симпатии».
После распределения по группам уже видно, кто не справляется с вопросами, кому даже не интересен предмет, но есть среди них и думающие, которые имеют своё мнение, могут доказывать, эмоциональные. Выходит лидер, который координирует работу товарищей. Здесь можно проконтролировать и объективно оценить работу каждого учителя. Выбираем задания и среди них возможны несколько вариантов решения проблемы. Допустим, группы получают одинаковое задание. Все в группе слушают, записывают, формулируют собственные вопросы, т.е. глубокое вхождение в материал, рассматривают проблему, произведение… Группам дают задание индивидуальное. После обсуждения вопроса учителя рассказывают своим коллегам из других групп о том, как они справились с поставленной задачей, к каким выводам пришли. Этот способ помогает осветить большое количество вопросов. В дальнейшем происходит работа по систематизации и обобщению материала. В основном задания одинаковые, но материал для анализа разный.
Групповая форма работы очень эффективна, так как это сотрудничество. В групповой работе применяются различные стратегии критического мышления. Стратегии диалогового обучения, активное вовлечение в обсуждения и дискуссии. Можно применить такие стратегии активного обучения: «Джигсо» «Домино», «Галерея», «Аквариум», «Ротация». Самая подходящая стратегия в групповой форме работы – это стратегия «Джигсо». Стратегия «Джигсо», которую впервые разработали Аронсон Е. и Бриджмен. Д. (1979), предполагает, что учащиеся обладают уникальной, жизненно важной частью информации. Они должны собрать её вместе, как части головоломки. Каждый учащийся должен осознавать глубину своего знания и научить этому других. Это означает, что каждый ученик выступает в роли «эксперта». Кроме того, учащиеся учатся слушать и воспринимать друг друга в качестве ценных ресурсов.
Меняется и роль учителя: 1.Модератор 2.Таймкипер 3.Секретарь 4.Докладчик.
5.Менеджер ресурсов
Группы получают задание, обязательно выслушивают комментарии учителя. Происходит обмен мнениями, коллективно обсуждают задание, выбирают правильный ответ, записывают и выступают. Представители групп готовятся к выступлению. Идёт подготовка вопросов, и группы между собой обмениваются мнениями. В конце обобщение и творческое задание, письменный ответ, мини-эссе и подводится итог.
Принципы групповой работы:
-несколько: групп от 3 до 6 человек;
-каждая группа получает своё задание, оно может быть одинаковое для всех или дифференцированное;
-распределяются роли в группе («лидер», «спикер», «аналитики», «хранители времени»)
-весь процесс выполнения задания осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
-решения обсуждаются в группе.
За время обучения в группе самостоятельность увеличивается, развиваются
творческие способности, мышление, умения. Очень важна групповая работа, так как роль учителя меняется. Он следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы. Учителя заполняют кластеры, ранжирование, составляют презентации, создают постеры. Учителя активно работают в группе, обмениваются мнениями, сотрудничают. Заметно, что учителя, которые раньше не проявляли активность, работая в группе, начали проявлять лидерские качества при оформлении и защите постеров. Более сложные задания в группе выполняют быстрее, чем индивидуальные.
Мотивация повышается, снижается страх. Убеждаемся, что групповая работа способствует улучшению психологического климата, взаимоуважения. Проводится рефлексия, обратная связь. Цель узнать, что учителя поняли. Они отметили, что такая работа актуальна, это обеспечивает комфорт в отношениях между учителями. Учителя высказали своё мнение. «Поведение учителя во время проведения групповой работы. Он может вести себя по-разному: контролирует, организовывает, оценивает работу, участвует в работе группы, предлагает разные варианты решений, выступает в роли наставника, исследователя или источника информации»
«В групповой работе результаты не сразу появятся, всё приходит с практикой»
Для того, чтобы повысить мотивацию, для самостоятельного поиска информации, развить мыслительную активность, за счёт возникающего в группе эмоционального контакта. Можно попросить учителей составить кластеры, с целью, чтобы понять, что они узнали о групповой работе, в чём сущность её применения. Они отметили, если в практике будут применять групповую работу, то улучшится успеваемость у учеников; сформируется мотивация у учеников для получения новых знаний; научить можно каждого; проявить себя; в будущем, во время взрослой жизни это поможет им. Учителя отметили, что при групповой работе будет постоянно повышаться качество знаний.
Таким образом, групповая работа требует от учителя большое количество факторов. Должны приспособиться к темпу работы других, понимать их, правильно формулировать свои мысли, желания. Групповая работа развивает умение учиться друг у друга, уважать идеи других.
Андашева Бахытжан Нуртаевна,
Старший преподаватель филиала,
АО«НЦПК «Орлеу» ИПК ПР,
Атырауская область