На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социально-экономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе образования и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса. Главная задача реформирования системы образования — переход казахстанской образовательной модели к общемировым стандартам 12 — летнего обучения. Изменяется, совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
В условиях реформирования образовательной системы Республики Казахстан необходимо каждого ребенка подготовить к активному включению в новые условия школьного обучения.
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является необходимым условием успешного обучения в школе.
Речь является одной из важнейших психических функций человека, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения, которое создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.
Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывая психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера, что плохо сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, а в дальнейшем и на выборе профессии.
В последнее время число детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растет, поэтому особенно актуальны вопросы ранней диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии, организации эффективной коррекционной работы с такими детьми.Увеличение числа детей, имеющих различные отклонения в психофизическом и речевом развитии, обусловлено перинатальным поражением центральной нервной системы (ПЭП).
Наиболее частым проявлением ПЭП является задержка речевого развития(ЗРР)- временное обратимое состояние, при котором наблюдается несформированность всех сторон речи, позднее начало и замедленный темп ее развития. Речевой дефект у детей проявляется в нарушении восприятия речи окружающих, нарушении фонематической, лексической и грамматической сторон речи, восприятие речи окружающих нарушено по типу сенсорных проявлений. Такое состояние без своевременного комплексного вмешательства врачей и специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) может привести к усугублению речевого нарушения и к 4- 4,5 годам специалисты диагностируют полиморфную речевую патологию – общее недоразвитие речи, для коррекции которого требуются годы занятий, потому что дети данной категории плохо владеют навыками самообслуживания, не умеют организовывать собственную деятельность. Находясь в коллективе, они не реагируют на словесные инструкции взрослых, не могут сосредоточиться на задании, с трудом переключаются. Многие дошкольники демонстрируют негативизм по отношению как к учебной, так и к игровой деятельности. ОНР является основной причиной дезадаптации учащихся начальных классов массовых школ, так как представляет собой несформированность системы речеподражающего механизма, и, как следствие, системное недоразвитие языковых и речевых средств.
Коррекционная работа ведется по традиционным методикам, принятым для работы с детьми дошкольного возраста с ОНР. Логопедами используюся пособия Н.В.Нищевой и О.С.Жуковой, Т.А Ткаченко, Л.Ю.Агранович, В.В.Коноваленко, Т.Б.Филичевой для систематического планирования работы, в том числе и перспективного.
Особенности развития детей с тяжелой психоречевой патологией затрудняют организацию фронтальных и подгрупповых занятий, заставляет специалистов искать новые способы и приемы, инструментарии, методические подходы, позволяющие повысить качество коррекционной работы. Таким инструментарием в эффективной работе с детьми могут стать принципы и направления педагогики Марии Монтессори.
Смысл метода, разработанного ею, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. Исследования подтверждают, что детский разум обладает уникальной возможностью самообучения и способностью буквально впитывать знания, чего не дано взрослому человеку. М.Монтессори назвала эту способность «абсорбирующим разумом». Она считала, что с самого рождения ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Сенсомоторика (зрение, слух, осязание, обоняние) служит тем устройством, посредством которого происходит развитие человеческого разума.
В онтогенезе, прежде, чем ребенок начнет заучивать цвета, формы, называть и различать запахи, он проходит период практической деятельности. Ребенок манипулирует предметами, играет с водой, песком, мелкими предметами. Все это создает сенсорную базу, необходимую для познания мира, своеобразный «фундамент» умственного развития. У детей с тяжелой психоречевой патологией есть существенный пробел — в сфере практической деятельности. Следовательно, пока не удовлетворена эта потребность в накоплении чувственного опыта в процессе манипуляций, нет высокой результативности в сенсорном развитии, стоящем на ступеньку выше практической деятельности в силу того, что она требует упорядоченности впечатлений, наличия первоначальных операций обобщения и анализа.
Стоит добавить, что многие исследователи в системе коррекционной работы придают большое значение преодолению таких достаточно наблюдаемых нарушений как недоразвитие тонкой моторики пальцев рук, дефицитарность зрительно-моторной координации. Опыт практической работы показывает, что манипулирование с мелкими предметами способствует преодолению таких нарушений.
Можно выделить несколько причин дефицита (пробела) моторно-зрительной координации у интеллектуально сохранных детей:
Во-первых, наличие задержки речи и его последствий тормозит полноценное освоение мира. Очень заметно, как дети с ОНР отстают в общем развитии на 1-2 года от своих сверстников с нормальным темпом созревания высших психических функций, следовательно, для стимуляции необходимо удовлетворить те потребности организма, которые не могли быть вовремя удовлетворены вследствие объективных патологических причин;
Во-вторых, причина дефицита может быть и невысокая педагогическая образованность родителей. Многие психоречевые проблемы могли бы быть полностью или частично компенсированы в раннем возрасте, если бы родители создавали дома развивающую среду, удовлетворяющую возрастным нуждам ребенка (например, игры с песком, водой, крупами, пуговицами, тестом, пластилином; поощрение самостоятельности и познавательной активности и др.)
Ведь что такое игры с мелкими предметами для ребенка? Это первые шаги к познанию дробности мира, формированию такой мыслительной операции, как анализ. Неосведомленность родителей о методиках раннего сенсомоторного развития нередко приводит к тому, что дети с ОНР к 4 годам ни разу не держали ножниц, ножа и вилки, многих детей еще кормят с ложки, помогают одеваться-раздеваться, выполняют вместо них и другие, посильные детям, манипуляции. Когда к 4-4,5 годам дети не умеют обращаться со многими бытовыми предметами и не владеют навыками самообслуживания, это влечет к зависимости от взрослых и торможению развития личности, а также создают пробелы в сенсомоторном развитии (из-за отсутствия опыта, практики), которые крайне трудно ликвидировать, так как сенситивный период для такой деятельности уже прошел.
Именно поэтому на всех этапах коррекционно-логопедической работы мною, как логопедом дошкольной организации, уделяется особое внимание сенсорному воспитанию детей- «основы для развития мышления через расширение поля восприятия» ( М.Мантессори ), поскольку решается сразу несколько важных коррекционных задач:
-снять напряжение, способствовать расслаблению, что особенно ценно для детей с ОНР;
— развивать мелкую моторику и зрительно- моторную координацию;
-способствовать развитию концентрации внимания.
Таким образом, очень важно предоставить детям возможность удовлетворить потребность в накоплении и обобщении чувственного опыта в специально подготовленной среде. Монтессори считала, что для получения образования достаточно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не педагог, а сам ребенок, он же определял время работы с материалом и контролировал свои ошибки (зона упражнений в практической жизни, зона сенсомоторного равития, зона математики, зона развития языка, зона космоса).
Данная среда учитывает моторные потребности ребенка, она как бы подталкивает к спонтанным действиям, развивающим и совершенствующим координацию движений и концентрацию внимания. В процессе работы проявляется способность ребенка к поляризации внимания, что очень важно как для развития познавательных процессов, так и для развития личности в целом. Поляризацию внимания (сосредоточенность) М.Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке, — начала процесса нормализации его поведения. Одновременно с нормализацией поведения, повышается эффективность коррекционно- логопедической работы, поскольку дети начинают демонстрировать поведение, свойственное детям без речевых нарушений, что расширяет возможности логопеда: адекватность, управляемость, спокойствие, усидчивость и т.д.
Используются Монтессори-материалы, подобранные с учетом потребностей детей с ОНР и обеспечивающие зону их ближайшего развития. Большинство материалов относится к сенсомоторной сфере, но некоторые ориентированы на подготовку руки к письму и расширению словарного запаса. Важно помнить,что дети могут пользоваться материалом в свободное время, а также сразу после фронтального занятия (круга).
На протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка с использованием методики М.Монтессори решаются такие задачи: способность сделать выбор, принимать решение и нести за них ответственность, самостоятельно учиться. Все вышеперечисленные аспекты педагогики М.Монтессори отвечают потребностям и детей с тяжелыми нарушениями речи, как особой категории, где раскрыть потенциал каждого ребенка – первоочередная задача педагога. Использование элементов Монтессори-метода позволяет в большей степени модернизировать коррекционно-образовательный процесс, который целесообразно начинать с первого года обучения.
А.В. Ашменевич
Логопед ГККП «Ясли-сад «Ақ бота»,
г. Петропавловск