Home » Мақалалар » ПЕРВЫЕ ШАГИ ШКОЛЬНЫХ ТРЕНЕРОВ

ПЕРВЫЕ ШАГИ ШКОЛЬНЫХ ТРЕНЕРОВ

Не правда ли хорошее изречение: «Тебя будут знать по словам, а судить по делам». Как никак оно, кстати, относится к происходящим заметным переменам в реформировании образования. Результаты мировых исследований в области образования также подтверждают этот факт, что учителя, обладающие соответствующими профессиональными качествами, необходимыми компетенциями и концептуальным пониманием процессов преподавания и учения, способны качественно изменить образование молодежи. Поэтому это сейчас является главным приоритетным направлением в системе образования. В Резолюции 6-го Всемирного конгресса Интернационала образования, состоявшемся 22–26 июля 2011 г. в Кейптауне (Южная Африка), было официально заявлено, что именно сегодня, как никогда очевидна необходимость инвестирования в образование, поскольку капиталовложения в человеческий фактор через образование является ключом в непрерывное экономическое развитие будущего. И в данное время, а именно, в условиях быстро меняющeгоcя миpа, учителям приходится быть мобильными в отношении к измeнeниям принципиальных основ oбpазoватeльных и учебных программ в пpeдмeтныx oблаcтяx. Нет ни для кого секрета в том, что препoдаваниe являeтcя настолько сложным мастерством и нет предела абсолютного им oвладeния, и взыскательное отношение учителя к собственной пpактикe это тот ключ, который способствует его систематическому cамocoвepшeнcтвoванию на протяжении преподавательской каpьepы. Он понимает, что такие факторы как язык и культуpа, xаpактep и нpавы, интepecы и подходы в oбучeнии влияют на процесс oбучeния. Вот здесь и возникает потребность в получении дoпoлнитeльнoй инфopмации, позволяющей учителю cдeлать бoлee oбocнoванными выводы о том, что происходит в его классе ежедневно и какие cтpатeгии ему нeoбxoдимo пpeдпpинимать. Красноречивее будет процитировать первый вывод ОЭСР: «Учителя нуждаются в разнообразном арсенале стратегий обучения, в предоставлении им возможностей для комбинирования различных педагогических подходов, а также, в знании ответов на один из ключевых вопросов: «Каким образом и при каких ситуациях возможно достижение эффективности использования каждого конкретного метода и стратегии?» Как говорится, пришло время обновления, время перемен. Одним из таких решений в плане профессионального развития учителей является модель профессионального развития учителя в рамках методического дня, где предложено проводить обучение для педагогического коллектива школы по принципу «равный равному». В связи с этим Центром педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» разработана образовательная программа профессионального развития педагогических кадров общеобразовательных школ «Рефлексия в практике» в объеме 100 академических часов. Освоение педагогами школы технологии и методики обучения, способствующих развитию у учащихся творческих, исследовательских навыков, критического и логического мышления, совершенствование навыков планирования процесса преподавания, эффективного системного оценивания учебных достижений учащихся − преследуемая нами основная цель. Занятия в школе проводились педагогами, прошедшими обучение в ЦПМ АОО НИШ и имеющими сертификат об окончании курсов обучения школьных тренеров. Вот , что говорят тренеры, которые первыми начали это нововведение.

«Когда в школе было объявлено о проведении курсов, желающих учиться было немало. Администрацией школы предоставлен кабинет, отрегулировано наше расписание.   И все же, первая реакция курсантов − это шок… Что? Как? Почему? Как это все усвоить? Зачем? Я это не умею, не знаю, не справлюсь…

Но прошло 2-3 дня занятий и вся информация  у них начала «раскладываться по полочкам». Пришло понимание и осознание того, что все это уже известно и давно используется. Во время рефлексии они стали высказывать свои взгляды, свое видение, суть которого заключалась в следующем: надо посмотреть на свои знания  с точки зрения ученика. Определили свою главную задачу, основной вопрос:   «Что надо сделать нам, учителям, чтобы научить детей учиться, сделать их полноправными активными участниками образовательного процесса, чтобы на выходе получить самостоятельную личность, способную к саморазвитию, самосовершенствованию»»

«…Каждый день занятий —  как день открытий. Слушая объяснение, читая ресурсы, просматривая мультфильмы, ролики, они стали задумываться, анализировать, размышлять. Таксономия Блума, кубик Блума, кластеры, ментальные карты, дерево Блоба, написание краткосрочного плана, приемы рефлексии «Одним словом», «Аргументация своего ответа», «Синквейн», формирование групп — вот немалый список умений и знаний, которыми они уже пользуются на своих уроках. Учителя учились рефлексировать свою деятельность, давать обратную связь. Многие учителя опубликовали свои первые впечатления об учебе  на портале ЦПМ в виде эссе «Новой школе — новые учителя».»

Школьные тренеры размышляют над приобретенными знаниями в ходе профессионального обучения, потому что это только первые шаги, первый опыт подобной работы. Какие же мысли и проблемы волнуют наших тренеров?

«Наряду со всей положительной динамикой есть еще вопросы и проблемы, на которые нельзя не обратить внимание. Во-первых, было очень сложно обеспечивать учителей ресурсами, большое количество бумаги приводило слушателей в состояние неуверенности и растерянности. Все это создавало впечатление несерьезного отношения к учителям, проходящим этот курс. Не ошибусь, если скажу, что каждому из нас (тренерам) пришлось пройти немало трудностей, чтобы начать эти занятия. В силу своих основных обязанностей, учителям приходилось пропускать занятия. Было сложно и нам, тренерам, и нашим слушателям. Думаю, надо пересмотреть организационную часть, составить протоколы, в которых последовательно расписать всю процедуру обучения».

Уверена, что мы на правильном пути и сможем воплотить в жизнь мечту каждого из нас – воспитать доброго и порядочного человека, патриота своей Родины, конкурентоспособную личность, готовую к жизни в современном, быстро меняющемся мире. А главное — мы на пути к новой школе… Это заманчиво и ответственно, это важно и необходимо, это потребует от нас новых знаний и новых сил, это заставляет каждого из нас пересмотреть свои взгляды на образование и воспитание наших детей.

В течении года при проведении внутришкольных курсов школьные тренера области поддерживали постоянную связь с тренерами ЦПМ  для своевременного решения профессиональных вопросов по реализации Программы, посещали коучинги с трансовым подходом и коучинги осознаннсти, проводили тренинги в клубе молодых тренеров, посещали мастер-классы и в он-лайн режиме обменивались опытом, публиковались в средствах массовой информации и издали сборник, отражающий учебный план. Это еще одно доказательство верного решения на пути качественного образования, именно таким образом мы наращиваем наши педагогические кадры. В марте текущего года с участием тренеров ЦПМ АОО НИШ проводился «Методический караван − наурыз 2017». Это была диалоговая площадка по обмену опытом и выявлению зон затруднений в работе тренера, где многие школьные тренеры получили ответы на волнующие их вопросы.

Этот учебный год тренеры ЦПМ АОО НИШ вновь обучат достойных учителей – лидеров по данной образовательной Программе и мы надеемся предыдущий опыт тренеров найдет достойное отражение в Форуме молодых тренеров- 2017 года.

 

Жаксылыкова Г.Т.,

 тренер филиала центра педагогического мастерства,

 г. Кызылорда

 

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.