Home » Учебно-методические материалы » ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИМЕТРИЯ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИМЕТРИЯ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тойганбекова Ш.М.

зав.каф.«Инновационных технологий и методики преподавания

естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин» ФАО НЦПК «Өрлеу»

ИПК ПР по Жамбылской области, тренер по ОССО

к.п.н., асс/профессор

 

          Качество образовательного процесса зависит не только от уровня квалификации преподавателя и степени подготовленности обучающихся, но и от качества организации образовательного процесса и уровня управления им. Управлять качеством, значит создать систему мер по обеспечению гарантированного качества образования.

Одним из перспективных средств совершенствования образовательного процесса является педагогический мониторинг, реализация которого может постоянно модифицироваться за счет использования современных научно-технических достижений.

Для получения информации об образовательном процессе, сегодня недостаточно использования традиционных методов:

  • Наблюдение и анализ уроков;
  • Изучение школьной документации;
  • Беседы с учащимися и учителями

В настоящее время становится возможным использование педагогической квалиметрии,  как технологии для оценки качества образования.

Квалиметрия – (от лат. “квали” — качество, и греческое “метро” — измерять).   На протяжении последних лет в школе складывалась определенная система оценки качества обучения. О педагогической квалиметрии у нас заговорили в начале 70-х годов. Термин «квалиметрия» означает направление педагогических исследований, главным содержанием которого являются измерения и оценки педагогических параметров и характеристик. Но в этом своем основном значении понятие квалиметрии употребляется редко. Распространилось аналогичное понятие, образованное из двух разрозненных частей — русской «квалификация» и латинской (измерение), которым обозначается область педагогического исследования, направленного на диагностирование специфических профессиональных качеств педагогов.  В конце каждой четверти и по итогам года проводятся  результаты успеваемости по классам, а также оценивается  работа учителя по таким показателям:

  • Количество учащихся
  • Количество неуспевающих
  • % успеваемости
  • % качества
  • Качество обученности

Совокупность этих качеств, как уже отмечалось, называется профессионализмом, мастерством, новаторством, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация (педагогов, учебных заведений).

Анализ проблемы свидетельствует, что вопросы, которые теперь относятся к области педагогической квалиметрии, решались всегда,  на качественном  уровне, без использования современных количественных методов. Отдельного рассмотрения заслуживает соотношение квалиметрии и аттестации учителей.

Под последней понимают изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. Аттестация учителей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности. Квалификация служит механизмом обеспечения аттестации, дает для нее необходимый инструментарий, исследовательские средства.

Как диагностировать и измерить педагогический профессионализм? Общий подход к установлению уровня педагогической квалификации основывается на выделении составных частей этой характеристики. Затем осуществляется диагностирование и оценивание каждой составляющей, выводится общий (интегрированный) показатель квалификации. В зарубежной педагогике показателями педагогического мастерства выступают наиболее значимые и измеряемые характеристики педагогической деятельности, как, например, результаты обучения, исполнение педагогом своих должностных обязанностей, количество нарушений и конфликтов с учащимися, родителями, администрацией и т. д. Этим же путем идут и отечественные исследователи квалиметрических проблем. Предложено несколько систем оценки профессиональных качеств педагога. С 20-х годов берет начало традиционная система признаков педагогической квалификации:

1) идеологические характеристики педагога;

2) научно-теоретическая подготовленность;

3) методика преподавания предмета;

4) психолого-педагогическая культура;

5) общая культура.

В  последнее  время наблюдается тенденция выделения все более конкретных  составляющих педагогического профессионализма.

Известно также, что результаты обучения и воспитания зависят не только от учителя. Значительное влияние на них оказывают и другие известные факторы: вклад педагога в конечную результативность, по некоторым оценкам, не превышает этот вклад, очевидно и не может быть выше, хотя бы потому, что обученность  лишь наполовину зависит от педагога. Поэтому устанавливать уровень профессионализма педагога по обученности одаренного или отстающего ученика нельзя. Оценивая профессионализм и труд учителя, важно учитывать его личностные качества: добросовестность, педагогический талант, уважительное отношение к коллегам и обучаемым, трудолюбие, активность, терпимость к критике, личную дисциплинированность. Справедливость этих пожеланий не вызывает никаких возражений, за исключением «пустяка» — как это все определить? Отвечая, Н. Портнов, в частности, советует учитывать отзывы родительского комитета, представителей общественности. Объективность оценок достигается двумя путями: там, где возможно, на основе документальных данных, а качество учебного процесса — экспертным путем, проведением контрольных работ, анализом уроков и внеклассных дел, осуществляемых  квалифицированными специалистами и методистами.

 

Список  используемой  литературы:

  1. Аверин М.Л. Квалиметрия – наука об измерении качества продукции //  № 4, 2014г.
  2. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика» – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
  3. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2014.

 

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.