Home » Мақалалар » О тех, кто постигает новое, лелея старое

О тех, кто постигает новое, лелея старое

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…» — таково высказывание  древнего мыслителя и философа  Конфуция о профессии учителя.

В происхождении профессии «учитель» нет какой-то установленной или хотя бы оговорённой даты. Она древна так же, как и сам мир.

В древности знания передавались непосредственно из уст в уста, с помощью картинок, но так постепенно стали складываться культура и традиции. Возникает ранняя письменность, старшие члены племён становятся вождями, старейшинами, жрецами. Знания начинают накапливаться, сохраняться, передаваться из поколения в поколение, основными учителями и носителями которых становятся жрецы.

Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение.

Поэтому педагог занимает высокое место в развитии интеллектуального потенциала общества, формировании личности, освоении культуры, во взаимодействии людей в обществе. Поэтому педагогическая элита была и остается носителем культурного и нравственного начала.

Выдающийся просветитель, поэт, общественный деятель, основоположник педагогической мысли в дореволюционном Казахстане,  первый народный учитель Ы. Алтынсарин считал святым долгом образованного человека нести знания детям. Его стремление учить детей   таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу.

«Мұғалім бол!» – пожалуй, одно из самых высоких благословений, которые взрослые давали детям в минуты радости за их благовидные поступки.

В самой природе ребенка, как в ростке, предуготовленном стать красивым и мощным растением, заложены гениальные возможности и потребности. Выдающийся педагог современности Ш.А. Амонашвили называет эти потребности страстями: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Развертывание этих потребностей и возможностей в полной мере во многом зависит от учителя. При этом каждый ребенок уникален, обладает своим неповторимым внутренним миром, прикосновение к которому должно быть таким же бережным и заботливым, как обращение с хрупким ростком.

Русский прозаик, драматург, общественный деятель, педагог Л.Н.Толстой требовал от учителя непрестанной работы над собой, совершенствования своего мастерства «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую он должен становиться для того, чтобы идти дальше».

Жизнь общества, людей меняется, меняется и образование. Однако ничто не может изменить определения того, каким должен быть учитель и каким хотят его видеть.  Глобализация экономических, социальных и политических процессов, происходящих в мире сегодня, вносит изменения в   образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы на основе глобальных взаимодействий.

Возникают новые технологии, формы, методы воспитания обучающихся. Все нововведения имеют системный характер. Следовательно, нуждаются в обновлении также системы повышения квалификации педагогов и профессиональной подготовки будущих учителей.

Учитель вчера, сегодня, завтра, формируя фундамент знаний и умений учеников, основы их мировоззрения и характера, работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны.

Мы должны помнить, что учитель — чуть ли не единственная профессия, в которой профессиональные качества человека так же важны, как и личные качества. Это значит, что учитель вчера, сегодня, завтра – это человек с богатым внутренним миром и большой душой, наделённый Разумом, Добротой и Любовью, видящий лучшее в другом человеке.

 

Амирова Г.К.,

начальник отдела по связям с общественностью

и издательской деятельности – пресс-секретарь

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области

Сіз не дейсіз оқырман?

Е-мэйлыңыз жарияланбайды.